Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября 2013 года N 391 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие образования"



2. Содержание приоритетного проекта

Цели приоритетного проекта

Обеспечение к 2020 году охвата не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя

Базовое значение <*>

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025

1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%, на основе данных демографического прогноза) <1>,

основной

67,4

68

71

73

75

75

в абсолютных величинах (в тыс. чел.)

в том числе:

132 592

1.1. охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической и естественно-научной направленности (%) <2>

11,8

12,0

16

17

18

25

2. Количество муниципальных образований Удмуртской Республики, реализовавших современные системы дополнительного образования детей

основной

5

10

15

20

25

30

3. Количество вновь оснащенных мест дополнительного образования (тыс. мест, с нарастающим итогом) <2>

-

-

3496

9801

15863

-

Результаты проекта

1. В Удмуртской Республике функционирует республиканская система дополнительного образования детей, которая на основе лучших практик обеспечивает реализацию современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, в том числе технической и естественно-научной, соответствующих интересам детей и их родителей, республиканским особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны.

Республиканская система дополнительного образования основывается на:

- вовлечении в реализацию дополнительных общеобразовательных программ образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также организаций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия;

- создании в Удмуртской Республике эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающей в себя модельный центр дополнительного образования детей как "ядра" республиканской системы, базовые организации дополнительного образования и муниципальные опорные центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей;

- обеспечении доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе для детей из сельской местности;

- обеспечении развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей, в том числе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников для работы с одаренными детьми;

- современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмах управления и развития республиканской системы, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности региона, с использованием механизмов независимой оценки.

2. В Удмуртской Республике функционирует модельный центр дополнительного образования детей на базе автономного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр информатизации и оценки качества образования" (далее - АУ УР "РЦИ и ОКО"), выполняющий функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра, обеспечивающего согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ для детей различной направленности (технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).

3. Функционирует общедоступный республиканский навигатор (информационный портал, с республиканскими и муниципальными сегментами), позволяющий семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации), обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка.

4. Действует система многоэтапных и разноуровневых мероприятий для детей, нацеленная на повышение мотивации, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, а также их раннюю профориентацию.

В рамках ГИС Удмуртской Республики "Контингент обучающихся" создан механизм учета вовлечения детей в активную социальную практику, в том числе обучения по дополнительным общеобразовательным программам и мониторинга их достижений.

5. Обновлена инфраструктура, оборудование и средства обучения дополнительного образования детей с учетом формирования нового содержания дополнительного образования и обеспечения равного доступа к современным дополнительным общеобразовательным программ, в том числе для детей из сельской местности <3>

Описание модели функционирования результатов проекта

В 2020 году не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет обучаются по дополнительным общеобразовательным программам.

Создан республиканский модельный центр дополнительного образования АУ УР "РЦИ и ОКО", обеспечивающий общую координацию развития системы дополнительного образования детей, разработку, распространение и внедрение лучших практик в области методологии и содержания образовательных программ, в том числе за счет совместной, скоординированной работы с предприятиями реального сектора, мониторинга и анализа республиканской системы;

Республиканская система дополнительного образования детей модернизирована, имеет сложную разноуровневую структуру сети и включает в себя:

- модельный республиканский центр дополнительного образования детей (далее - модельный центр), обеспечивающий разработку и реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществляющий программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития республиканской системы дополнительного образования детей и осуществляющий свою деятельность на основе взаимодействия с федеральным ресурсным центром и базовыми организациями дополнительного образования и муниципальными опорными центрами;

- базовые организации дополнительного образования и муниципальные опорные центры дополнительного образования (ведущие образовательные организации муниципалитетов), обеспечивают реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществляют внедрение новых практик дополнительного образования в деятельность муниципальных образовательных организаций, координацию информирования семей и вовлечения детей в систему дополнительного образования детей;

- организации, участвующие в дополнительном образовании детей: образовательные организации разных типов, организации спорта, культуры, научные организации, общественные организации и организации реального сектора экономики, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей или участвующие в их реализации, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ активно используется сетевое взаимодействие, в том числе с применением дистанционных технологий и электронного обучения, представляющих доступ к образовательным программам, инфраструктуре, педагогам и средствам обучения и воспитания для детей вне зависимости от их места проживания. Разработаны и внедрены типовые модели организации при реализации дополнительных общеобразовательных программ сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и предприятий, в том числе в части организации получения детьми навыков проектной, исследовательской и творческой деятельности.

Модельный центр в Удмуртской Республике создан на базе АУ УР "РЦИ и ОКО" и является "ядром" республиканской системы дополнительного образования детей. Наряду с распространением лучших практик модельный центр оказывает консультационную, организационную и информационную поддержку участникам системы дополнительного образования, в первую очередь организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы для детей, по вопросам организации их деятельности и эффективного использования ресурсов.

Модельный центр реализует программы сотрудничества между различными организациями, координирует качественное развитие существующих организаций дополнительного образования детей; проводит мониторинг, анализ и распространение лучших практик, а также реализует разноуровневые программы, обеспечивающие получение детьми навыков и умений разного уровня: ознакомительные; базовые и углубленные; проводит "летние школы", профильные смены соответствующей направленности.

Базовые организации дополнительного образования и муниципальные опорные центры взаимодействуют с республиканским модельным центром, а также образовательными организациями, реализуют разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы.

Модельный центр обеспечивает развитие педагогических и управленческих кадров систем дополнительного образования детей через реализацию модульных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, тьюторское сопровождение детей и педагогов, организацию стажировок педагогических и управленческих кадров в лучших региональных центрах или федеральном ресурсном центре.

Увеличено вовлечение детей в научно-техническое и инженерное творчество.

Участие организаций реального сектора экономики и привлечение в систему дополнительного образования детей частных инвестиций позволяет регулярно обновлять дополнительные общеобразовательные программы, обеспечивая их необходимым содержанием, инфраструктурой, оборудованием и экспертным сопровождением со стороны специалистов-практиков.

Мотивация детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе проживающих в сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации) на обучение по дополнительным общеобразовательным программ будет обеспечена за счет развития разнообразия и вариативности этих программ, предусматривающих получение детьми навыков и умений разного уровня (ознакомительный, базовый, углубленный), внедрения новых образовательных технологий, реализации выездных программ и проектов в сельской местности, сетевого взаимодействия, модернизации инфраструктуры и оборудования, организации дополнительного профессионального образования педагогических работников и вовлечения в реализацию дополнительных общеобразовательных программ специалистов из различных сфер науки, техники, культуры и спорта.

С целью обеспечения информационной открытости системы дополнительного образования детей и формирования эффективной системы навигации семей с детьми с различными образовательными потребностями и возможностями по дополнительным программам сформирован навигатор (информационный портал), в котором размещены и постоянно обновляются сведения о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых в Удмуртской Республике. Информация об организациях их реализующих, а также результаты независимой оценки качества деятельности соответствующих организаций семьями детей, осваивающих соответствующие образовательные программы, и результаты мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством дополнительных общеобразовательных программ.

Созданные механизмы учета достижений детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программ, в многоэтапных и разноуровневых конкурсных мероприятиях в ГИС "Контингент" обеспечивают обратную связь для образовательных организаций и семей, что позволяет оказать адресную поддержку и сопровождение детей, учесть достижения детей при выборе их образовательных и профессиональных траекторий.

Мероприятия включают в себя выставки, олимпиады (в т. ч командные), направленные в том числе на формирование навыков проектной деятельности и командной работы, скоординированные с системой выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, нацеленные на решение задач раскрытия способностей детей с различными образовательными возможностями и потребностями, обеспечивающие формирование устойчивой мотивации и выявление способностей каждого ребенка


________________


* Базовое значение показателя на отчетную дату.


<1> Динамика изменения указанного показателя может быть уточнена с введением и развитием ГИС "Контингент".


<2> Значение указанных показателей установлены с учетом выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и подлежит ежегодному уточнению при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.


<3> Результат проекта указан с учетом выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и подлежит ежегодному уточнению при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.