В соответствии с миссией города, сформулированной в стратегии социально-экономического развития до 2035 года, "Калининград - город для комфортной жизни и работы, площадка коммуникации и взаимодействия России и стран Европы в сфере бизнеса, инновационной экономики, образования и культуры". Транспортному комплексу города в следовании этой миссии отводится одна из главных ролей.
По мере роста автомобилизации будут исчерпываться резервы пропускной способности улично-дорожной сети, которые в настоящее время позволяют осуществлять автомобильное движение.
Дальнейшая эксплуатация автомобиля как основного транспортного средства будет становиться невозможной без существенной реконструкции улично-дорожной сети, предусматривающей не только изменение контура сети, но и расширение проезжей части с существенным увеличением плотности улично-дорожной сети в балансе территорий города с современных 18-19% до 25-30%, что в исторически сформировавшемся городе чревато изменением, если не уничтожением уникальной городской среды, сформированной в Калининграде и являющейся большой ценностью для его жителей.
Вследствие этого вариант автомобильно-ориентированного развития города (car-oriented development) для города Калининграда неприемлем.
Выходом из этой ситуации может послужить приоритетное развитие общественного транспорта. Этот путь апробировали многие европейские города, схожие с Калининградом по размерам, особенностям пространственной среды, в т.ч. ближайшие ганзейские соседи (Гданьск, Любек, Щецин). Благодаря крепкой планировочной основе, заложенной в довоенный период, Калининград имеет хороший потенциал для развития экологичных видов транспорта, объединенных в одну систему.
Такая европеизация транспортного комплекса города могла бы позволить снять остроту транспортных проблем, порождаемую реализуемым сегодня автомобильно-ориентированным сценарием развития.
Исходя из анализа сложившейся улично-дорожной сети, инфраструктуры городского транспорта, перспектив развития градообразующей базы, жилищного и культурно-бытового строительства, а также учитывая опыт передовых европейских практик, предлагается сориентировать развитие транспортного комплекса города на следующие основные принципы:
1) транзитно-ориентированное развитие (transit-oriented development) как принцип городского планирования;
2) приоритет общественного транспорта над личным в обслуживании городских перевозок;
3) экологичность и энергоэффективность транспортной системы;
4) безопасность транспортной системы (безопасное дорожное движение, антитеррористическая защищенность и т.п.).
В части реализации указанных принципов возможно говорить о ряде направлений, среди которых наиболее актуальные для Калининграда:
1) создание интермодальной системы общественного пассажирского транспорта;
2) интеграция железных дорог в систему городского транспорта;