В развитии города на расчетный срок генерального плана намечаются несколько основных (реперных) дат. Это 2018 год, то есть время проведения в городе Калининграде матчей чемпионата мира по футболу, 2025 год как срок реализации мероприятий первой очереди генерального плана, то есть дата плановой корректировки документа, и 2035 год как расчетный срок реализации генерального плана.
В период до 2018 года включительно в городе Калининграде планируется осуществить обширную инвестиционную программу по формированию инфраструктуры для приема игр чемпионата мира по футболу.
Местом сосредоточения наибольших усилий для городского сообщества должна стать городская среда и инфраструктура, расположенная за пределами собственно спортивной арены, поскольку сам стадион и прилегающая к нему площадка возводятся за счет федеральных и региональных субсидий. Поскольку в полном объеме довести состояние городской инфраструктуры до более высокого стандарта невозможно, предлагается выбрать места наибольшей туристической активности, связанной с чемпионатом, и заняться ими, приняв, что обновленный центр послужит ориентиром для последующего обновления городской периферии.
Границы зоны наибольшего благоприятствования можно провести от стадиона по Солнечному бульвару до площадки выставочного центра, далее по ул. Октябрьской, включая комплекс "Рыбная деревня", ул. Эпроновскую, набережную Старопрегольскую, а на правом берегу реки Преголи - всю территорию исторического центра в границах Второго вального кольца с отдельными фрагментами за их пределами - районом стадиона "Балтика", ул. Кутузова, района Верхнего озера и тому подобным.
В части развития транспортной инфраструктуры в этот же период будет реализовано строительство автодорожного моста через реку Новая Преголя в створе ул. Бакинской (ориентировочно) и комплекса Восточной эстакады до ул. Гагарина. Помимо этого будут построены улицы в районе размещения стадиона. Для целей перевозки туристов и болельщиков и организации постоянных туристических маршрутов в этот период необходимо создание инфраструктуры прогулочного водного транспорта по реке Преголе с организацией маршрутов туристических катеров от двухъярусного моста до створа будущего стадиона. Необходимо создать пристани с сопутствующей инфраструктурой около Центральной площади, Рыбной деревни, в других местах концентрации туристов.
Реализация проекта "Чемпионат мира по футболу, который в 2018 году состоится в России" естественным образом отвлечет внимание от прочих инвестиционных проектов, осуществляемых на территории городского округа "Город Калининград". Вместе с тем в этот период продолжится реализация проекта Балтийского индустриального парка, автомобильного кластера, иных инвестиционных проектов в промышленной сфере и сфере услуг.
В части жилищного строительства в этот период будут реализовываться в основном начатые уже сегодня проекты - застройка Северного жилого района, района "Восток", Юго-Западного района, южного района, а также отдельных менее крупных площадок.
В части развития транспортного комплекса основное внимание будет уделяться району стадиона, где будет сосредоточена большая часть улично-дорожного строительства, в части общественного транспорта планируется формирование первого этапа городской железной дороги как сети маршрутов, "рельсового автобуса", проходящих через весь город.
В период 2019-2025 годов планируется сделать упор на конвертации преимуществ города и места проведения чемпионата мира в туристический центр макрорегионального уровня и в площадку для международной культурной и деловой коммуникации.
Район, прилегающий к месту проведения чемпионата, планируется после окончания игр развивать как площадку для международных выставок и создания инфраструктуры для бизнес-контактов. Это предполагает строительство бизнес-центров, использование построенных к тому моменту гостиниц, ресторанов и кафе и т.п. Остров Октябрьский будет развиваться как центр притяжения для деловых туристов. Это потребует соответствующего изменения инфраструктуры прилегающих территорий. Планируется сформировать набережную по левому берегу Старой Преголи, где будет проведена реновация производственной и коммунально-складской зоны между ул. Дзержинского и рекой. Планируется продолжать освоение территории острова Октябрьского, насытив ее объектами жилого и общественно-делового назначения. Для обеспечения скоростной и комфортной связи с центром район острова Октябрьского будет включен в сеть городского общественного транспорта посредством трамвайной линии.
Строительство следующего этапа Восточной эстакады - от острова Октябрьского через Старую Преголю к Московскому рынку позволит начать реализацию проекта по созданию хордовой магистрали от ул. Гагарина до ул. Дзержинского.
В этот период планируется дальнейшее развитие производственного автомобильного кластера, транспортных сетей и логистики в городе Калининграде, ориентированных на дальнейшее развитие и обслуживание морского порта, судоремонта, иных отраслей. Большее развитие в городе получат те из них, которые ориентированы на внешние связи, оказание услуг, в том числе по ремонту судов, портовых услуг и тому подобное. В целом экономика города Калининграда, хотя и будет зависеть от связей с основной частью Российской Федерацией, приобретет более независимый характер, ориентированный на непроизводственные функции.
Планируется завершение освоения Северного жилого района, реализация имеющихся инвестиционных проектов, строительство жилья в различных районах города, продолжение застройки Южного жилого района. Застройка обширных площадей будет сопровождаться соответствующим культурно-бытовым строительством. В этот же период будет начата реализация программы создания центров притяжения общественной активности на периферии в противовес общегородскому центру. В первую очередь это коснется центров новых районов - Восточного и Южного, где районные центры в настоящее время планировочно не выявлены и фактически не формируются. К местам расположения этих центров будут тяготеть и новые рабочие места, создаваемые в основном в непроизводственном секторе, так как размещение новых промышленных предприятий, как правило, основано на максимальной автоматизации производственного процесса и не требует большого числа рабочих рук. Будет реконструирована территория, прилегающая к Южному вокзалу, поскольку ее потенциал как транспортно-пересадочного узла не в полной мере используется в настоящее время.
Строительство жилья на периферии увеличит нагрузку на транспортный комплекс города Калининграда. В этот период будет реализовываться политика транзитно-ориентированного развития, включающая в себя помимо прочего предоставление режима максимального благоприятствования общественному транспорту, создание перехватывающих стоянок (парковок park&ride), постепенное уменьшение количества автомобилей в городском центре. Планируется реконструкция системы меридиональных магистралей, включающей в себя виадук через железнодорожные пути станции Калининград, реконструкцию улично-дорожной сети, прилегающей к площади Победы.