Город Калининград - административный центр самого западного региона Российской Федерации, единственного субъекта Российской Федерации, полностью отделенного от остальной территории страны сотнями километров, сухопутными границами двух государств (Республики Польши, Литовской Республики) и международными морскими водами. В Российской Федерации нет другой такой территории, где столь длительное время действует режим особой экономической зоны.
Сегодня Калининград - динамично развивающийся российский город, где создан большой экономический, культурный, научный и образовательный потенциал. Калининград это 69,7% всех хозяйствующих субъектов региона, в числе которых значительное число предприятий и организаций, где есть наукоемкие производства, квалифицированные менеджеры, обладающие опытом внешнеэкономической деятельности.
Число хозяйствующих субъектов в Калининграде по состоянию на 1 января 2017 года, по данным Статистического регистра Федеральной службы государственной статистики, составило 38350 единиц (на 1 января 2016 года - 38013 единиц). Основная часть хозяйствующих субъектов является коммерческими организациями - 35034 единицы (91,4%).
Наибольшее число хозяйствующих субъектов города Калининграда сосредоточено в оптовой и розничной торговле, сфере операций бытовых услуг (34,8%), в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (19,4%), строительстве (13,2%), обрабатывающих производствах (9,6%), сфере транспорта и связи (8,6%).
Калининград привлекателен для инвесторов. Наиболее привлекательными для инвестирования являются сферы промышленности, транспорта и связи. Наряду с привлечением российских инвестиций осуществляется приток инвестиций из-за рубежа.
Калининград расположен в приморской низменности, по берегам реки Преголи, при ее впадении в Калининградский залив. Климат Калининграда - переменный от морского к умеренно-континентальному.
Калининград находится в 1130 км к западу от Москвы. Ближайший областной центр России - Псков находится в 800 км. При этом расстояния до многих европейских столиц сравнительно небольшие: 350 км до Варшавы и Вильнюса, 390 км до Риги, 550 км до Минска, 600 км до Берлина, 650 км до Стокгольма, 680 км до Копенгагена.
Одним из основных определяющих факторов развития города на ближайший период станет проведение в Калининграде в 2018 году игр чемпионата мира по футболу. Для размещения объектов чемпионата выбрана площадка на острове Октябрьском, расположенная близко к историческому центру города, однако требующая дополнительных значительных затрат по инженерной подготовке. Для Калининграда, как и для других городов, принимавших у себя спортивные мероприятия мирового масштаба, становится актуальной важная планировочная задача - интеграция объектов чемпионата в систему общественных центров городского значения, однако для этой цели необходимо продумать рациональную схему транспортного обслуживания, а также функциональное зонирование территории, позволяющее по-новому развивать территорию острова Октябрьского по завершении турнира.
В селитебно-трудовом балансе города выделяются несколько "спальных" районов, в которых численность жителей значительно превышает количество рабочих мест. При этом в Центральном, Восточном и Юго-Восточном планировочных районах наблюдается дефицит трудовых кадров. Планировка нуждается в большей сбалансированности селитебно-трудового баланса.
В среднесрочной перспективе Калининград должен стать крупным транспортным центром России, обеспечивающим комплексное обслуживание грузов, в первую очередь - транзитных импортно-экспортных операций. Активно будут развиваться морской и торгово-транспортный комплекс, включающий помимо транспортных отраслей также отрасли хранения и перевалки грузов, области внешней торговли и сопутствующие виды деятельности, например, упаковку и сборку. Перспективным вариантом развития транспортного узла в Калининграде является развитие авиахаба, организация коммерчески привлекательных туристических и бизнес-рейсов по Европе и России для туристов, приезжающих в Европу из Азии и Африки.
Развитие Калининграда как крупного логистического узла приведет к транспортной загруженности центра города, увеличению грузовых транспортных потоков через город. Реализация запланированных проектов в сфере транспорта и логистики приведет к увеличению нагрузки на дорожно-транспортную инфраструктуру города. Для снижения трафика по внутригородским магистралям и вывода грузовых транспортных потоков за пределы Калининграда в среднесрочной перспективе потребуется строительство обходов города Калининграда, для чего необходимо развитие окружной дороги.
Также необходимо развитие сложившейся радиально-кольцевой планировочной структуры с расширением пропускной способности и улучшением качества дорожного полотна основных радиальных магистралей и внутреннего кольца, и возможным ограничением проезда большегрузного автотранспорта по этим дорогам. Следует также рассмотреть возможность строительства развязок в местах пересечения радиальных магистралей с окружной дорогой.
Ежедневные трудовые корреспонденции к промышленным предприятиям оказывают существенное влияние на формирование фоновой нагрузки на улично-дорожную сеть.
Существенное влияние на загрузку улично-дорожной сети в г. Калининграде оказывают крупные бизнес-центры как фокусы притяжения трудовых, культурно-бытовых и деловых корреспонденций. Наибольшую плотность размещения объектов такого типа имеет Центральный район, где сосредоточены как крупные торгово-офисные центры, так и организации бытовой и социально-культурной сферы услуг, оказывающие существенное влияние на формирование пассажиропотоков.