Развитие улично-дорожной сети города Калининграда преследует цель обеспечения комфортных условий для быстрого передвижения по нему при помощи личного автомобиля и на общественном транспорте, доступность транспортной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Развитие улично-дорожной сети города на перспективу сопряжено с дальнейшим планировочным развитием, освоением новых территорий под застройку, реконструкцией центральных районов, трансформацией производственного комплекса города Калининграда и тому подобным. По географическому признаку мероприятия по развитию улично-дорожной сети (УДС) можно разделить на два главных направления: мероприятия по УДС центральной части города и мероприятия по УДС серединного пояса и периферии.
В целом дальнейшее развитие УДС города предполагает выполнение следующих основных мероприятий:
1) реконструкция магистральной УДС центральной части города, направленная на отвлечение от центра транзитных транспортных потоков;
2) реконструкция центрального коммуникационного узла города (района пл. Победы) в части снижения транзитного движения и упорядочения движения общественного транспорта;
3) формирование УДС Октябрьского острова в соответствии с принятым проектом планировки для проведения игр чемпионата мира по футболу 2018 года;
4) создание магистрали по трассе ул. Велосипедная Дорога и ее увязка с трассой просп. Московского для отведения от центральной части города транзитных потоков;
5) мероприятия в части преодоления транспортной изоляции района перспективного жилищного строительства (микрорайон "Южный") - реконструкция ул. Аллея Смелых и строительство системы меридиональных магистралей - ул. Ген. Толстикова - ул. Киевская с выходом на виадук в створе ул. Железнодорожной;
6) формирование кольцевых и полукольцевых связей в серединном поясе города в правобережной части и хордовых магистралей - в левобережье;
7) строительство хордовой магистрали для формирования связи строящегося стадиона на острове Октябрьском с окружной автодорогой.
8) строительство нового автодорожного моста через р. Преголю в створе ул. Железнодорожной и ул. Ген. Буткова для улучшения связей между различными частями города и снижения нагрузки на центр;
9) строительство новых мостовых переходов через р. Преголю в нижнем течении реки для усиления меридиональных связей, организации объезда и улучшения транспортного обслуживания периферийных производственных зон.