Калининградская область - самый западный регион, полностью отделенный от остальной части страны границами иностранных государств и международными морскими водами. Такое положение области в составе Российской Федерации является уникальным как в географическом, так и социально-экономическом аспектах. 140 км побережья омываются водами открытой части Балтийского моря и его заливов. Максимальная протяженность Калининградской области с востока на запад составляет 205 км, с севера на юг - 108 км.
Регион расположен на перекрестке основных европейских торговых путей в непосредственной близости от главных промышленных центров Европы.
В Калининградской городской агломерации проживает 78% населения Калининградской области. Она включает в себя коммуникации всех видов транспорта Калининградской области: железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного.
Калининградская городская агломерация представлена муниципальным образованием "Городской округ "Город Калининград" - "ядро агломерации" и муниципальными образованиями: "Гвардейский городской округ", "Гурьевский городской округ", "Светловский городской округ", "Зеленоградский городской округ", "Пионерский городской округ", "Полесский городской округ", "Багратионовский городской округ", "Балтийский муниципальный район", "Светлогорский район", "Ладушкинский городской округ", "Правдинский городской округ", "Янтарный городской округ" - "спутниками".
Общая протяженность автомобильных дорог и улиц, входящих в состав Калининградской городской агломерации, составляет 1120,864 км, из них протяженность дорог федерального значения составляет 82,36 км, протяженность дорог регионального значения составляет 719,815 км, автомобильных дорог местного значения - 318,689 км. В целом по Калининградской области плотность автомобильных дорого общего пользования с твердым покрытием составляет 513 км путей на 1000 км2 территории. По данному показателю Калининградская область занимает первое место в Северо-Западном федеральном округе и одиннадцатое место среди всех регионов Российской Федерации, что говорит о том, что сеть автомобильных дорог и улиц является важнейшим элементом в развитии экономики Калининградской области. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимыми условиями экономического роста, обеспечения целостности Калининградской области, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.
Дорожная сеть Калининградской городской агломерации в настоящее время не в полной мере соответствует социально-экономическим потребностям общества, 68% автомобильных дорог и улиц агломерации не отвечают нормативным и допустимым требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. В связи с высоким ростом уровня автомобилизации в Калининградской области наблюдается рост протяженности перегруженных автодорог. В Калининградской городской агломерации около 25,4% автомобильных дорог и улиц обслуживаются в режиме перегрузки в час пик.
Основополагающей проблемой дорожной отрасли служит постоянное недофинансирование. Средневзвешенная обеспеченность финансовыми ресурсами мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в текущих рыночных ценах - 15%, по строительству и реконструкции - 24%.
Производными от проблемы недофинансирования являются:
- пропускная способность дорог;
- высокая доля автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям, низкое качество автомобильных дорог;
- несоответствие темпов развития и структуры транспортной системы Калининградской области уровню мобильности населения, уровню плотности на территории области внешнеторговых и внутрироссийских грузопотоков.
Недостаточный уровень качества дорожной сети является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития региона, приводит к значительным потерям в экономике Калининградской области, неудовлетворенности населения качеством дорог и дорожной инфраструктурой, увеличению себестоимости перевозок и снижению безопасности движения.
В течение 2016 года на автодорогах общего пользования Калининградской городской агломерации было совершено 321 дорожно-транспортное происшествие, при которых погиб 51 человек и получили ранения 377 человек. 52 происшествия (16,2%) произошло по причине сопутствующих неудовлетворительных дорожных условий. Число погибших в таких дорожно-транспортных происшествиях - 24 человека, раненых Калининградской - 53 человека, что соответственно составляет 47,1% и 14,1% от общего числа пострадавших.
Ненормативное состояние, высокая аварийность и перегруженность дорог, недостаточная развитость средств организации дорожного движения и комплексов фото-, видеофиксации, отсутствие искусственного освещения на некоторых участках дорог и улиц являются ключевыми факторами, ухудшающими условия движения в Калининградской городской агломерации, являющимися причинами роста аварийности на дорогах, а также увеличения времени нахождения в пути. Недостаточный уровень качества дорожной сети приводит к значительным потерям в экономике Калининградской области, является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития региона.