Калининград представляет собой пример радиально-кольцевой планировочной структуры, что обусловило особенности транспортного каркаса города.
Автомобильные дороги местного значения составляют важнейшую часть транспортной инфраструктуры городской агломерации, обеспечивая перемещение пассажиров, товаров и услуг. Отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, удобных транспортных связей между ее отдельными звеньями в черте города, постоянный темп роста парка автотранспортных средств приводят к значительному снижению пропускной способности, к нагрузке и преждевременному износу объектов улично-дорожной сети.
В реестре муниципального имущества города Калининграда числится:
1) 823 улицы общей протяженностью 576,4 км, в том числе 446,25 км (78%) улиц с усовершенствованным покрытием;
2) 30 км подъездных дорог к садовым некоммерческим товариществам (далее - СНТ);
3) 850 км тротуаров;
4) 50000 кв. м парковок автотранспорта, заездных карманов;
5) 100 искусственных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей) общей протяженностью 5,916 км, в том числе: 16 путепроводов, 65 автомобильных мостов, 1 тоннель, 18 пешеходных мостов (в том числе 10 больших), при этом 80% сооружений имеют длительные сроки эксплуатации (довоенной постройки), 38% находятся в неудовлетворительном состоянии, не отвечают нормативным требованиям.
В целом улично-дорожная сеть, выделенная в процессе функционального зонирования территории, занимает 19,9% от урбанизированной части городского округа, или почти 2149 га. Наиболее высокий процент улично-дорожной сети (29,3%) - в Центральном планировочном районе, что обусловлено исторически сложившейся плотной улично-дорожной сетью и наличием широких магистральных улиц, самый низкий (12,8%) - в Юго-Восточном планировочном районе, в котором имеются значительные по площади микрорайоны, не разделенные улицами, производственные и режимные территории.
Общая протяженность улиц на территории городского округа "Город Калининград" составляет 576,4 км. Большая часть существующих магистралей не соответствует параметрам, заявленным в СП 34.13330.2012, по количеству полос движения, радиусам поворотов и т.п. В результате натурных обследований выявлено, что большинство магистральных улиц имеют только две полосы движения, протяженность магистральных улиц и дорог, имеющих более одной полосы движения в одном направлении, составляет 63,6 км, или 33% от всей протяженности магистральной сети.
Плотность магистральной улично-дорожной сети составляет в среднем по городу 1,57 км/км2, что выше минимально допустимого значения на 1,25 км/км2.
Общий уровень загрузки магистральной сети центра города доходит до 97%, что существенно превышает комфортный показатель.
Коэффициент непрямолинейности сети составляет на настоящее время 1,23 по сети в целом, что не выше рекомендуемых значений.