Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 711 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Обеспечение правопорядка в Самарской области" на 2014 - 2019 годы



1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма


Количество зарегистрированных на территории Самарской области преступлений в 2012 году снизилось по сравнению с 2011 годом на 3,1% и составило 60533 преступления, в том числе 14021 тяжкое и особо тяжкое преступление (-10,8%). Расследовано 29374 преступления (-4%), из них 6725 тяжких и особо тяжких преступлений (-8,2%). Нераскрытыми остались 29872 преступления (-7,5%).


Установлено 22764 лица, причастных к совершению преступлений (-3,9%). Выявлена причастность к совершению преступлений 1014 несовершеннолетних (-20,3%), 12365 лиц, ранее совершивших преступления (+75,5%). На момент совершения преступления 15834 лица не имели постоянного источника дохода, не работали и не учились (-3%), их доля в общем количестве выявленных преступлений составила 69,6%.


В результате принимаемых правоохранительными органами и органами исполнительной власти всех уровней мер по стабилизации оперативной обстановки и профилактике правонарушений снизилось количество зарегистрированных преступлений насильственного характера: убийств, изнасилований, грабежей, разбойных нападений, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.


Отмечался рост количества преступлений, совершенных в общественных местах, на 27,8% (24234 преступления).


В 2012 году снижена результативность работы по выявлению экономических преступлений - 3019 преступлений (-19%), фактов незаконного оборота оружия - 373 преступления (-16,9%) и наркотиков - 7190 преступлений (-3,9%).


Отмечалась отрицательная динамика расследования тяжких и особо тяжких преступлений - 6725 преступлений (-8,2%), убийств - 183 преступления (-22,8%), умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - 580 преступлений (-5,5%), разбоев - 339 преступлений (-14,8%), вымогательств - 97 преступлений (-20,4%), преступлений, совершенных группой лиц - 2343 преступления (-2,3%), фактов незаконного оборота оружия - 201 преступление (-25,8%).


Сохранялся рост числа преступлений, совершенных лицами, ранее совершившими преступления, - 16971 (+59,8%).


На 109,8% возросло количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (6657 преступлений), на 222% - преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения (1143 преступления).


Наиболее актуальным в Самарской области стал вопрос профилактики и противодействия уличной преступности.


Так, в 2012 году в Самарской области совершено 16595 уличных преступлений, большинство из которых (79,4%) совершено на территориях городов Самары и Тольятти. Удельный вес преступлений, совершенных на улице, по области составил 27,4%, в г.о. Самара - 37,6%, в г.о. Тольятти - 28,8%. Таким образом, в 2012 году почти каждое третье преступление совершалось на улице. По сравнению с 2011 годом рост уличных преступлений по области составил 47,3%.


В 2013 году ситуация не изменилась. По сравнению с другими субъектами Приволжского федерального округа Самарская область по удельному весу уличных преступлений занимала первое место - 24,2%, показатель по Приволжскому федеральному округу - 17,6%, а по России - 18,8%.


Самыми распространенными уличными преступлениями (более 2/3 преступлений) являются кражи, грабежи и преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств.


Необходимость продолжения реализации Подпрограммы вызвана тем, что криминальная обстановка продолжает оставаться сложной. Сохраняется реальная угроза осуществления террористических актов на территории Самарской области. По-прежнему отмечается стремление криминальных структур к наиболее доходным отраслям экономики. Совершение тяжких преступлений в сфере экономики в большинстве случаев связано с коррупцией и иными преступлениями, совершенными против государственной власти.


При этом одними усилиями правоохранительных органов данную проблему не решить. Необходима комплексная система профилактической работы, нацеленной на преодоление правового нигилизма населения, активное привлечение граждан к охране общественного порядка, правовое воспитание молодежи, в том числе посредством молодежных организаций, участвующих в охране общественного порядка.