Под термином "городская агломерация" понимается образуемая крупнейшим городским округом - "ядром агломерации" и муниципальными образованиями - "спутниками" многокомпонентная система с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, в частности, наличием маятниковой трудовой миграции населения.
Бюджетное учреждение Воронежской области "Нормативно-проектный центр" - подведомственное учреждение управления архитектуры и градостроительства Воронежской области - в рамках работ по мониторингу и актуализации схемы территориального планирования Воронежской области в 2015 году разработало документацию по комплексной оценке городского округа город Воронеж и районов пригородной зоны. Был проведен анализ современного состояния Воронежской агломерации и ближайших проектных планов ее развития, вытекающих из планов развития муниципальных образований, вовлеченных в процесс агломерирования.
В результате работ были определены границы Воронежской агломерации и разработан раздел "Комплексная оценка территориально-градостроительного развития Воронежской агломерации" обоснования схемы территориального планирования Воронежской области. В разделе содержатся аналитические сведения о градостроительной документации, разработанной ранее для Воронежской агломерации, о положении Воронежской агломерации в системе расселения Воронежской области и о перспективах развития, в том числе:
- прогноз численности населения Воронежской агломерации;
- оценка возможного влияния жилищного строительства пригородной зоны на комплексное развитие территории Воронежской агломерации.
Для установления границ Воронежской агломерации применялся метод изохрон, который позволяет выделить агломерационные ареалы.
Воронежская агломерация располагается в северо-западной части Воронежской области. На ее территории проживает 1,3 млн человек, что составляет 56% всего населения области.
Ядро агломерации - городской округ город Воронеж.
Границы Воронежской агломерации проходят по контуру Рамонского, Семилукского, Хохольского, Новоусманского, Каширского и Верхнехавского муниципальных районов, а также городского округа город Нововоронеж.
Воронежская агломерация является межрегиональным центром социально-экономического развития Черноземья и относится к центрам систем расселения общероссийского уровня.
Исследования с подтверждением позиции Воронежа как одного из основных центров притяжения населения в стране проводились Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Российской Академии архитектуры и строительных наук (ЦНИИП градостроительства РААСН). Воронежская агломерация причислена наряду с Московской и Санкт-Петербургской к числу столичных и отмечена как агломерация с критическим приростом населения около 40%.
Городской округ город Воронеж оказывает все более сильное поляризующее влияние на окружающие его малые города и сельские поселения. Увеличивается количество жителей периферийных районов, которые стремятся трудоустроиться в городе Воронеже и хотят приобщиться к городскому образу жизни. В связи с этим городской округ город Воронеж, городской округ город Нововоронеж и поселения Семилукского, Рамонского, Новоусманского, Верхнехавского, Каширского, Хохольского муниципальных районов формируют взаимосвязанно функционирующую группу поселений, характеризующуюся регулярными трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями, общим использованием ресурсов, инфраструктур.
У Воронежа отсутствуют большие и крупные города-спутники. Кроме города-центра в состав агломерации входят еще два города - Семилуки (на северо-западе - 26 тыс. чел.) и Нововоронеж (на юге - 32 тыс. чел). Города эти обладают самостоятельной, развивающейся производственной базой, поэтому в значительной мере устойчивы в своем пространственном, инфраструктурном и социальном развитии. Здесь также ведется жилищное строительство вполне продуманными темпами и обоснованными объемами.
Помимо городов в агломерацию входят такие четыре рабочих поселка: Рамонь, Латная, Стрелица, Хохольский. Все эти населенные пункты имеют самостоятельную историю развития, экономический базис, научно-образовательный комплекс и развитую транспортную инфраструктуру.