Воронеж относится к городам России, где доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств значительно превышает загрязнение от стационарных источников и возрастает по годам (80% в 2002 году, 90% в 2004 году). Это указывает на проблему автотранспорта как на одну из основных экологических проблем города.
В силу исторически сложившегося построения внешних связей и городских магистралей почти все транспортные потоки проходят через центр города.
Основным недостатком транспортной сети, приводящим к росту выбросов загрязняющих веществ, является перегрузка транспортом существующей улично-дорожной сети, что обусловлено:
- узостью существующих улиц и дорог в красных линиях и ширине проезжей части (особенно в Центральном районе города);
- недостаточным количеством дорожных развязок в разных уровнях;
- недостаточным количеством внеуличных пешеходных переходов через магистральные улицы;
- отсутствием кольцевого автомобильного обхода;
- прохождением крупных федеральных автодорог "Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск" (М-4 "Дон") и "Курск - Воронеж - Саратов" через застроенную часть города Воронежа;
- слабым развитием всех видов общественного транспорта, отсутствием скоростного транспорта;
- отсутствием системы непешеходных связей между центральной и периферийными частями города.
Автомобильный транспорт является основным источником валовых выбросов таких ингредиентов, как оксиды азота и оксид углерода, а также вносит существенный вклад в выбросы углеводородов.
В зависимости от характера городской застройки зона сверхнормативного воздействия улиц и магистралей на состояние атмосферного воздуха имеет ширину от 50 до 200 метров.
Ежегодно за счет автотранспорта на 1 кв. км территории города поступает до 196 тонн химических веществ, в том числе диоксида серы - 2 тонны, окиси углерода - 26,6 тонны, двуокиси азота - 12,8 тонны. Среднегодовая нагрузка выбросов от движущихся источников на 1 жителя города составляет 120 кг, из них 1,2 кг - диоксид серы, 9,2 кг - оксид углерода, 7,8 кг - двуокись азота, 16 кг - углеводороды.
Данные анализов атмосферного воздуха на автомагистралях и в жилой зоне города показывают, что 10 - 20% от общего количества отобранных проб воздуха имеют превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) по пыли, окислам азота, окиси углерода, оксиду серы. Максимальные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе отмечаются в местах интенсивного движения автотранспорта в дни наступления неблагоприятных метеорологических условий, в основном в районе улицы Лебедева, пересечений улиц Кольцовская и Плехановская, Московского проспекта с улицей 45 стрелковой дивизии, улицы Димитрова и Ленинского проспекта.