Одним из приоритетов развития области является обеспечение конструктивного сотрудничества всех заинтересованных организаций и граждан в жилищном секторе, переход к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, созданию конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, а также созданию безопасных и комфортных условий проживания.
Повышение уровня и качества предоставляемых услуг жизнеобеспечения, наряду с качеством жилищных условий, является неотъемлемой составляющей формирования благоприятной среды для жизни и деятельности человека, развития предпринимательства и является одним из приоритетов государственной политики Белгородской области.
Цель развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг - преобразовать рынок, оставить на нем только надежные и добросовестные компании, которые работают в интересах потребителей, и улучшить качество услуг жилищно-коммунального хозяйства, чтобы абсолютное большинство граждан были удовлетворены состоянием домов и качеством оказываемых услуг.
Жилищный фонд Белгородской области составляет 46,3 млн. кв. м, в том числе обслуживаемый жилищный фонд - 19,6 млн. кв. м.
В настоящее время на территории области осуществляют управление многоквартирными домами 129 управляющих организаций, 105 товариществ собственников жилья и 15 жилищно-строительных кооперативов. Доля управляющих организаций, получивших лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, составляет в Белгородской области 100 процентов.
Доля негосударственных (немуниципальных) управляющих организаций от общего числа управляющих организаций, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами, составляет 98,5 процента.
Объем информации, раскрываемой в соответствии с требованиями информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, об отрасли жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (доля раскрытых пунктов информации в общем числе пунктов информации, подлежащих раскрытию в соответствии с правилами Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства - http://gis-zkh.ru/) составляет 100 процентов.
Развитие конкуренции осуществляется во всех сферах обслуживания жилищного фонда: при выполнении работ по текущему содержанию жилья, проведении капитальных ремонтов, производстве специальных видов работ (обслуживание лифтов, сбор и вывоз бытовых отходов, уборка придомовых территорий).
В то же время на отдельных локальных рынках, в пределах муниципальных образований, следует отметить низкий уровень конкуренции, что обусловлено наличием одного муниципального предприятия, выполняющего весь комплекс указанных работ.
Коммунальные услуги, в том числе услуги по газо-, электро-, водоснабжению, водоотведению, отоплению, сбору и вывозу бытовых отходов, в области предоставляют свыше 100 хозяйствующих субъектов. Данные рынки монополизированы, что обусловлено отнесением большей части рынков коммунальных услуг к естественным монополиям, а также их отраслевой особенностью технологического монополизма, наличием сложной инженерной инфраструктуры.
В целях дальнейшего развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг необходимо для каждого жителя региона обеспечить полную прозрачность и доступность государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, совершенствовать деятельность по управлению многоквартирными домами.
Результатом реализации мероприятий "дорожной карты" будет являться достижение следующих целевых значений показателей в 2020 году:
- обеспечение общей площади, подлежащей расселению в соответствии программой переселения граждан из аварийного жилищного фонда, - 100 процентов;
- обеспечение уровня объема информации, раскрываемой в соответствии с требованиями государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, - 100 процентов;