Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года (с изменениями на 28 октября 2022 года)



IX. Пространственное социально-экономическое развитие территории республики


Согласно Основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 13, перспективы пространственного развития Республики Алтай предстоит определять с учетом решения задачи обеспечения устойчивого развития региона, направленного на обеспечение сочетания эффективной (высококонкурентной) специализации региональных хозяйственных связей и пропорционального и сбалансированного развития секторов экономики и социальной сферы. При этом требуется обеспечение гармоничного и сбалансированного развития экономики и социальной сферы на основе неистощительного природопользования, основные принципы которого заложены Концепцией развития "зеленой" экономики в Республике Алтай, утвержденной распоряжением Правительства Республики Алтай от 28 декабря 2016 года N 675-р, и учтены при выработке перспективного территориального развития республики.


В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р (далее - Стратегия пространственного развития), Республика Алтай относится к приграничным геостратегическим территориям Российской Федерации. Специфика региона как самой высокогорной приграничной территории среди субъектов Российской Федерации в Сибири заключается в следующем:


(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 16.04.2020 N 136)


1) суровые природно-климатические условия (длительные и холодные зимы, сильные ветры на горных склонах и перевалах, недостаточные тепловые ресурсы для ведения земледелия, очаговый характер освоения территории, низкий уровень развития социальной и производственной инфраструктуры);


2) горный рельеф (низкая транспортная доступность, удорожающая стоимость строительства объектов и стоимость перевозок пассажиров и грузов, ухудшение водообеспечения населения);


3) предрасположенность населения к заболеваниям в связи с перемещениями между вертикальными поясами (изменение уровня атмосферного давления при спуске и подъеме, низкое содержание кислорода во вдыхаемом воздухе, что является причиной горной болезни (гипоксии), избыток ультрафиолетовой радиации);


4) безводность и проблема водообеспечения;


5) высокая вероятность катастрофических стихийных бедствий (опасность землетрясений, схода лавин и селей);


6) приграничное положение (важная роль республики в обеспечении безопасности и международного сотрудничества).


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 года 2 района республики (Кош-Агачский и Улаганский) отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.


Геополитическое положение республики, а также особенности климатической зоны, предопределили своеобразный характер и специфику развития хозяйства и использования территории.


Территория Республики Алтай по критерию "гористости" соответствует 100 процентам. Поэтому для региона характерны острые социально-экономические проблемы, связанные не только с глобальными климатическими изменениями, но и спецификой управления ресурсами, размещения населения и объектов. В то же время регион характеризуется высокой степенью этнокультурного, национального и биологического разнообразия.


С учетом "горной" специфики на пространственную структуру территории республики оказывают значительное влияние следующие факторы:


1) природно-ландшафтные ситуации;