Инерционный сценарий развития Республики Алтай основан на сохранении существующего вектора развития при отсутствии новых радикальных мер по изменению сложившегося социально-экономического положения, предполагает замедление реализации проектов по созданию инфраструктуры развития республики. Сценарий характеризуется, прежде всего, сохранением и укреплением в долгосрочной перспективе преимущественно сельскохозяйственной специализации в межрегиональном разделении труда, сохранением сложившейся за последние три - четыре года динамики темпов роста экономики и основных показателей социальной сферы. По сути, продолжается политика запаздывания в создании сбалансированной экономики республики.
Инерционное социально-экономическое развитие Республики Алтай характеризуется следующими процессами:
1) в условиях активного изменения пространственной организации страны (выделения центров и периферии, появления новых функций у территорий и регионов) регион закрепит статус периферийной территории не только по стране в целом, но и среди регионов Сибирского федерального округа. При этом республика, в основном, будет функционировать как поставщик сельскохозяйственных ресурсов и зона сезонной и недорогой рекреации. Уже сейчас часть ключевых сельскохозяйственных активов республики находится в собственности или под управлением иногородних бизнес-структур. В дальнейшем при инерционном развитии будет наблюдаться усиление их влияния во всех отраслях;
2) учитывая рекреационный потенциал территории и ценность земли в рекреационных зонах, в среднесрочной перспективе возникнет отдельный и по оборотам весьма значимый для экономики республики рынок земли под строительство объектов, на который будут претендовать в основном жители из соседних регионов - Новосибирской области, Кемеровской области - Кузбасса, Алтайского края;
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 26.10.2021 N 324)
3) экстенсивное развитие туристского сектора в логике сезонных неформатных (не соответствующих общепринятым стандартам) баз отдыха и кемпингов приведет к ухудшению природно-рекреационного ресурса некоторых относительно инфраструктурно развитых территорий, на которых возможно развивать строительство без экономического и бюджетного эффекта, так как практически все они работают по упрощенной схеме налогообложения;
4) несмотря на активную динамику рынков сельскохозяйственной и пищевой продукции, без качественной организационной, технологической и маркетинговой модернизации сельского хозяйства удержать позиции на рынках, а тем более усилить их соразмерно росту рынков республиканским производителям, будет очень сложно. Более того, рынок потребления сельскохозяйственной и пищевой продукции в рамках туристско-рекреационного кластера - это высокотехнологичный сложноорганизованный рынок, требующий внедрения новых технологий организации сбыта. Таким образом, при инерционном развитии в сфере сельского хозяйства республика останется поставщиком сырья без собственной позиции на рынке;
5) будет наблюдаться развитие лесопромышленного комплекса, но развитие преимущественно получат предприятия низкой степени деревообработки, так как существующие на рынке игроки не соответствуют масштабам рынка и не способны осуществить инвестиции, необходимые для кардинального изменения ситуации в секторе;
6) сохранится тенденция износа и старения основных фондов в экономике региона на фоне снижения объемов бюджетных инвестиций и ухудшения финансово-экономических показателей предприятий региона.
Основные риски инерционного развития:
не обеспечивает достаточного темпа экономического роста для достижения самообеспеченности;
не инициирует качественного улучшения, необходимого для достижения конкурентоспособности;
сопряжено с актуализацией практически всех проблем и ограничений социально-экономического развития республики;
создает риски для эффективной реализации крупных инфраструктурных проектов;