Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года (с изменениями на 28 октября 2022 года)



Инерционный сценарий


Инерционный сценарий развития Республики Алтай основан на сохранении существующего вектора развития при отсутствии новых радикальных мер по изменению сложившегося социально-экономического положения, предполагает замедление реализации проектов по созданию инфраструктуры развития республики. Сценарий характеризуется, прежде всего, сохранением и укреплением в долгосрочной перспективе преимущественно сельскохозяйственной специализации в межрегиональном разделении труда, сохранением сложившейся за последние три - четыре года динамики темпов роста экономики и основных показателей социальной сферы. По сути, продолжается политика запаздывания в создании сбалансированной экономики республики.


Инерционное социально-экономическое развитие Республики Алтай характеризуется следующими процессами:


1) в условиях активного изменения пространственной организации страны (выделения центров и периферии, появления новых функций у территорий и регионов) регион закрепит статус периферийной территории не только по стране в целом, но и среди регионов Сибирского федерального округа. При этом республика, в основном, будет функционировать как поставщик сельскохозяйственных ресурсов и зона сезонной и недорогой рекреации. Уже сейчас часть ключевых сельскохозяйственных активов республики находится в собственности или под управлением иногородних бизнес-структур. В дальнейшем при инерционном развитии будет наблюдаться усиление их влияния во всех отраслях;


2) учитывая рекреационный потенциал территории и ценность земли в рекреационных зонах, в среднесрочной перспективе возникнет отдельный и по оборотам весьма значимый для экономики республики рынок земли под строительство объектов, на который будут претендовать в основном жители из соседних регионов - Новосибирской области, Кемеровской области - Кузбасса, Алтайского края;


(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 26.10.2021 N 324)


3) экстенсивное развитие туристского сектора в логике сезонных неформатных (не соответствующих общепринятым стандартам) баз отдыха и кемпингов приведет к ухудшению природно-рекреационного ресурса некоторых относительно инфраструктурно развитых территорий, на которых возможно развивать строительство без экономического и бюджетного эффекта, так как практически все они работают по упрощенной схеме налогообложения;


4) несмотря на активную динамику рынков сельскохозяйственной и пищевой продукции, без качественной организационной, технологической и маркетинговой модернизации сельского хозяйства удержать позиции на рынках, а тем более усилить их соразмерно росту рынков республиканским производителям, будет очень сложно. Более того, рынок потребления сельскохозяйственной и пищевой продукции в рамках туристско-рекреационного кластера - это высокотехнологичный сложноорганизованный рынок, требующий внедрения новых технологий организации сбыта. Таким образом, при инерционном развитии в сфере сельского хозяйства республика останется поставщиком сырья без собственной позиции на рынке;


5) будет наблюдаться развитие лесопромышленного комплекса, но развитие преимущественно получат предприятия низкой степени деревообработки, так как существующие на рынке игроки не соответствуют масштабам рынка и не способны осуществить инвестиции, необходимые для кардинального изменения ситуации в секторе;


6) сохранится тенденция износа и старения основных фондов в экономике региона на фоне снижения объемов бюджетных инвестиций и ухудшения финансово-экономических показателей предприятий региона.


Основные риски инерционного развития:


не обеспечивает достаточного темпа экономического роста для достижения самообеспеченности;


не инициирует качественного улучшения, необходимого для достижения конкурентоспособности;


сопряжено с актуализацией практически всех проблем и ограничений социально-экономического развития республики;


создает риски для эффективной реализации крупных инфраструктурных проектов;