Плановый выпуск специалистов по программам среднего профессионального и высшего образования
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 16.04.2020 N 136)
чел.
Выпуск специалистов | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. |
По программам высшего образования | 574 | 695 | 707 | 688 | 608 | 678 |
По программам среднего профессионального образования (программам подготовки специалистов среднего звена) | 946 | 915 | 985 | 985 | 985 | 985 |
По программам среднего профессионального образования (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих) | 234 | 219 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Итого | 1154 | 1829 | 1992 | 1973 | 1893 | 1963 |
Наибольшее количество выпускников ожидается по таким специальностям, как "автомеханик", "мастер столярного и мебельного производства", "маляр строительный" "тракторист-машинист сельскохозяйственного производства", "повар".
Основная масса выпускников высшего профессионального образования планируется специализироваться на педагогическом образовании, физико-математических науках и экологии, а также специальностях сельскохозяйственной направленности.
Рассматривая структуру планируемого выпуска из образовательных учреждений и потребности работодателей в кадровых ресурсах, можно сделать вывод, что наибольшая доля выпускников с высшим образованием по направлениям "Агрономия" и "Агроинженерия", "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции", "Ветеринария", "Менеджмент", "Землеустройство и кадастры", "Экономика", "Юриспруденция", "Музеология и охрана объектов культурного наследия", "История", "Филология", "Строительство", "Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование" не смогут найти работу по специальности (в рамках заявленной потребности).
В сфере здравоохранения наиболее невостребованными могут оказаться специалисты по направлениям "Фармация", "Врач-инфекционист" и "Врач-педиатр".
В республике не хватает специалистов с высшим образованием по направлению "Механизация сельского хозяйства" и специальности "Наладчик оборудования в производстве стеновых и вяжущих материалов", отсутствуют выпускники по специальности "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования" и направлению "Пищевая биотехнология", отмечается нехватка инженеров по эксплуатации сооружений и оборудования водопроводно-канализационного хозяйства, высококвалифицированных поваров и кондитеров, специалистов по направлениям "Лесопользование", "Лесовосстановление", "Охотоведение".
По кадрам со средним образованием отмечается значительное превышение над заявленной потребностью по направлениям и специальностям "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", "Агрономия", "Ветеринария", "Кинология", "Технологическое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники", "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий", "Нефтегазовое дело", "Геодезия", "География", "Земельно-имущественные отношения", "Коммерция", "Здравоохранение", "Парикмахер", "Экономика и бухгалтерский учет".
По квалифицированным рабочим отмечается превышение над заявленными вакансиями по трактористам-машинистам сельскохозяйственного производства, пчеловодам, лесникам, мастерам растениеводства, автомеханикам, пекарям, кондитерам, столярам, электромонтерам, мастерам строительных и отделочных работ, малярам, мастерам по обработке цифровой информации; недостаток в выпускниках по специальностям животновод, мараловод, мастер дорожный, продавцы, дефицит квалифицированных водителей автомобилей и водителей спецтехники.
В перспективе до 2035 года экономика республики с учетом приоритетов развития будет иметь потребность в работниках сферы предоставления санаторно-курортных услуг, управления отходами и обработке материалов в условиях замкнутого цикла, биотехнологии, биофармацевтики, энергетики (возобновляемая энергетика), органического сельского хозяйства, использования водных ресурсов (производство бутилированной воды).
Для развития взаимодействия системы образования и рынка труда республики необходима реализация следующих мероприятий и направлений:
1) разработка программы оптимизации системы среднего профессионального образования, направленной на его улучшение, обеспечение баланса на рынке труда, детальный анализ и создание системы подготовки кадров по специальностям, востребованным на современном рынке труда;
2) привлечение на территорию республики организаций, способных реализовывать образовательные программы, формировать учебные центры для подготовки высококвалифицированных специалистов;
3) разработка комплекса мер, направленных на формирование и дальнейшее развитие профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций с обязательным привлечением к вопросам профориентации работодателей;