Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года (с изменениями на 28 октября 2022 года)



Таблица 3



Плановый выпуск специалистов по программам среднего профессионального и высшего образования


(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 16.04.2020 N 136)




чел.

Выпуск специалистов

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

По программам высшего образования

574

695

707

688

608

678

По программам среднего профессионального образования (программам подготовки специалистов среднего звена)

946

915

985

985

985

985

По программам среднего профессионального образования (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих)

234

219

300

300

300

300

Итого

1154

1829

1992

1973

1893

1963


Наибольшее количество выпускников ожидается по таким специальностям, как "автомеханик", "мастер столярного и мебельного производства", "маляр строительный" "тракторист-машинист сельскохозяйственного производства", "повар".


Основная масса выпускников высшего профессионального образования планируется специализироваться на педагогическом образовании, физико-математических науках и экологии, а также специальностях сельскохозяйственной направленности.


Рассматривая структуру планируемого выпуска из образовательных учреждений и потребности работодателей в кадровых ресурсах, можно сделать вывод, что наибольшая доля выпускников с высшим образованием по направлениям "Агрономия" и "Агроинженерия", "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции", "Ветеринария", "Менеджмент", "Землеустройство и кадастры", "Экономика", "Юриспруденция", "Музеология и охрана объектов культурного наследия", "История", "Филология", "Строительство", "Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование" не смогут найти работу по специальности (в рамках заявленной потребности).


В сфере здравоохранения наиболее невостребованными могут оказаться специалисты по направлениям "Фармация", "Врач-инфекционист" и "Врач-педиатр".


В республике не хватает специалистов с высшим образованием по направлению "Механизация сельского хозяйства" и специальности "Наладчик оборудования в производстве стеновых и вяжущих материалов", отсутствуют выпускники по специальности "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования" и направлению "Пищевая биотехнология", отмечается нехватка инженеров по эксплуатации сооружений и оборудования водопроводно-канализационного хозяйства, высококвалифицированных поваров и кондитеров, специалистов по направлениям "Лесопользование", "Лесовосстановление", "Охотоведение".


По кадрам со средним образованием отмечается значительное превышение над заявленной потребностью по направлениям и специальностям "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", "Агрономия", "Ветеринария", "Кинология", "Технологическое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники", "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий", "Нефтегазовое дело", "Геодезия", "География", "Земельно-имущественные отношения", "Коммерция", "Здравоохранение", "Парикмахер", "Экономика и бухгалтерский учет".


По квалифицированным рабочим отмечается превышение над заявленными вакансиями по трактористам-машинистам сельскохозяйственного производства, пчеловодам, лесникам, мастерам растениеводства, автомеханикам, пекарям, кондитерам, столярам, электромонтерам, мастерам строительных и отделочных работ, малярам, мастерам по обработке цифровой информации; недостаток в выпускниках по специальностям животновод, мараловод, мастер дорожный, продавцы, дефицит квалифицированных водителей автомобилей и водителей спецтехники.


В перспективе до 2035 года экономика республики с учетом приоритетов развития будет иметь потребность в работниках сферы предоставления санаторно-курортных услуг, управления отходами и обработке материалов в условиях замкнутого цикла, биотехнологии, биофармацевтики, энергетики (возобновляемая энергетика), органического сельского хозяйства, использования водных ресурсов (производство бутилированной воды).


Для развития взаимодействия системы образования и рынка труда республики необходима реализация следующих мероприятий и направлений:


1) разработка программы оптимизации системы среднего профессионального образования, направленной на его улучшение, обеспечение баланса на рынке труда, детальный анализ и создание системы подготовки кадров по специальностям, востребованным на современном рынке труда;


2) привлечение на территорию республики организаций, способных реализовывать образовательные программы, формировать учебные центры для подготовки высококвалифицированных специалистов;


3) разработка комплекса мер, направленных на формирование и дальнейшее развитие профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций с обязательным привлечением к вопросам профориентации работодателей;