ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2018 года N 263


О внесении изменений в постановление Правительства области от 28 октября 2013 года N 1105



Правительство области постановляет:


1. Внести в Государственную программу Вологодской области "Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года N 1105, изменение, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



По поручению Губернатора области
первый заместитель Губернатора области,
председатель Правительства области
А.В.КОЛЬЦОВ



Приложение
к Постановлению
Правительства Вологодской области
от 26 марта 2018 г. N 263



"Утверждена
Постановлением
Правительства Вологодской области
от 28 октября 2013 г. N 1105



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДОСТУПНЫМ ЖИЛЬЕМ И ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ СООТВЕТСТВЕННО - ПРОГРАММА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)



Паспорт Программы

Ответственный исполнитель государственной программы

- Департамент строительства области

Соисполнители

- Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области

Исполнители государственной программы

- Департамент имущественных отношений области;

Комитет градостроительства и архитектуры области;

Государственная жилищная инспекция области

Подпрограммы государственной программы

- подпрограмма 1 "Стимулирование развития жилищного строительства";

подпрограмма 2 "Комплексная модернизация систем коммунальной инфраструктуры";

подпрограмма 3 "Бюджетные инвестиции в развитие социальной и коммунальной инфраструктур";

подпрограмма 4 "Обеспечение реализации Программы";

подпрограмма 5 "Формирование современной городской среды"

Цели государственной программы

- повышение уровня обеспеченности населения области жильем;

улучшение жилищных условий граждан, формирование комфортной среды проживания

Задачи государственной программы

- создание условий для формирования рынка доступного жилья;

предоставление государственной поддержки по обеспечению жильем отдельным категориям граждан, установленным федеральным и/или областным законодательством;

обеспечение доступности и эффективности поставки коммунальных ресурсов;

развитие сети социальных и коммунальных инфраструктур;

повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований области

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы

- количество единиц жилья, введенных в эксплуатацию, единиц;

коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек), лет;

удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда, %;

количество граждан, улучшивших жилищные условия с помощью мер государственной поддержки, человек;

уровень износа коммунальной инфраструктуры, %;

уровень возмещения населением затрат за предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам, %;

доля многоквартирных домов в целом по области, в отношении которых способ управления выбран и реализован собственниками или определен органами местного самоуправления, %;

доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства, %;

количество объектов социальной и коммунальной инфраструктур области, введенных в эксплуатацию за год, единиц

Сроки реализации государственной программы

2014 - 2020 годы

Объемы финансового обеспечения государственной программы за счет средств областного бюджета

- объем финансового обеспечения государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 13470359.0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 2238718.3 тыс. рублей;

2015 год - 1516870.5 тыс. рублей;

2016 год - 1532984.4 тыс. рублей;

2017 год - 2482185.9 тыс. рублей;

2018 год - 1855262.7 тыс. рублей;

2019 год - 1746218.4 тыс. рублей;

2020 год - 2098118.8 тыс. рублей,

из них:

за счет собственных доходов областного бюджета - 10074371.7 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 1412913.6 тыс. рублей;

2015 год - 945635.5 тыс. рублей;

2016 год - 1252919.6 тыс. рублей;

2017 год - 1928007.2 тыс. рублей;

2018 год - 1623258.9 тыс. рублей;

2019 год - 1511037.7 тыс. рублей;

2020 год - 1400599.2 тыс. рублей;

за счет средств субвенций и субсидий федерального бюджета областному бюджету - 3395987.3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 825804.7 тыс. рублей;

2015 год - 571235.0 тыс. рублей;

2016 год - 280064.8 тыс. рублей;

2017 год - 554178.7 тыс. рублей;

2018 год - 232003.8 тыс. рублей;

2019 год - 235180.7 тыс. рублей;

2020 год - 697519.6 тыс. рублей;

бюджетов муниципальных районов и городских округов - 722739.5 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 234545.5 тыс. рублей;

2015 год - 145708.4 тыс. рублей;

2016 год - 25078.4 тыс. рублей;

2017 год - 161146.9 тыс. рублей;

2018 год - 61709.0 тыс. рублей;

2019 год - 75151.3 тыс. рублей;

2020 год - 19400.0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

- реализация запланированного государственной программой комплекса мероприятий позволит достичь следующих результатов:

увеличение количества единиц жилья, введенного в эксплуатацию с 8300 единиц в 2017 году до 9500 в 2020 году;

снижение коэффициента доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) с 3.7 лет в 2012 году до 2.4 лет в 2020 году;

увеличение удельного веса введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда с 1.2% в 2012 году до 1.6% в 2020 году;

предоставление государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья 3082 гражданам за период действия государственной программы;

снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры с 52.2% в 2012 году до 51.4% в 2020 году;

увеличение уровня возмещения населением затрат за предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам с 99.6% в 2012 году до 100% в 2020 году;

увеличение доли многоквартирных домов в целом по области, в отношении которых способ управления выбран и реализован собственниками или определен органами местного самоуправления с 91.0% в 2017 году до 92.5% в 2020 году;

снижение доли убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства с 44.4% в 2012 году до 39.7% в 2020 году;

обеспечение ввода в эксплуатацию за период действия Программы 44 объектов социального и коммунального назначения


В пределах установленной компетенции Департамент строительства Вологодской области реализует приоритетные направления социально-экономического развития в области строительства, производства строительных материалов, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства; является главным распорядителем средств областного бюджета и государственным заказчиком строительства объектов областной и муниципальной собственности.



I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


В Вологодской области последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение жителей области доступным и комфортным жильем, а также качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства. Данная политика закреплена системой нормативных правовых актов и осуществляется через комплекс взаимоувязанных строительных и жилищных программ. Вологодская область является участником реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Целями проекта являются рост объемов ввода жилья, повышение его доступности для граждан, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечение комфортных и безопасных условий проживания в нем.



Состояние жилищного фонда области


Объем жилищного фонда области по состоянию на конец 2012 года составлял 32322.6 тыс. кв. метров, в том числе:


в городах и поселках городского типа - 20.3 тыс. кв. метров (62.8%);


в сельской местности - 12.0 тыс. кв. метров (37.2%);


84.2% общего объема жилищного фонда области находится в собственности граждан, 11.0% - в государственной и муниципальной собственности.


Жилищный фонд области по типу застройки можно разделить на два вида: многоквартирные дома (68% жилищного фонда) и малоэтажная, в том числе индивидуальная, застройка (32%).


Комфортность жилых помещений и техническую доступность коммунальных услуг для потребителей обеспечивает уровень благоустройства жилищного фонда. В среднем по области общая площадь жилых помещений, оборудованная одновременно водопроводом, водоотведением, централизованным отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами, составила 57.6% (по России - 61.9%). В городах и поселках городского типа 81.2% жилищного фонда оборудовано одновременно всеми видами благоустройства, в сельской местности - 17.6%.


Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (уровень обеспеченности населения области жильем), к концу 2012 года увеличилась до 27.0 кв. метра на человека (для сравнения, в России - 22.4 кв. метра на человека, в Северо-Западном федеральном округе - 26.9 кв. метра на человека). По отношению к 2001 году она выросла на 5.1 пункта и превысила целевой индикатор реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (22.5 кв. метра) 2012 года. Значение показателя "уровень обеспеченности населения жильем", установленное федеральной целевой программой "Жилище" к 2016 году (24.2 кв. метра), Вологодской областью достигнуто уже в 2007 году.


Вместе с тем в жилищной сфере сохраняется проблема обеспечения жильем нуждающихся граждан. На начало 2013 года в органах местного самоуправления муниципальных образований области на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит более 31.6 тыс. семей (2.8% от числа семей, проживающих в области). При этом 53% очередников состоят на учете более 10 лет.


В 2009 - 2012 годах улучшили свои жилищные условия в целом по области 10112 семей-очередников (что составляет порядка 7.8% от числа семей, состоящих на учете ежегодно), в том числе с помощью мер государственной поддержки - свыше 6500 семей.



Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья отдельным категориям граждан


Выполнение указанных обязательств осуществляется в рамках специальных федеральных программ, мероприятий, реализуемых на условиях софинансирования из бюджетов различных уровней или непосредственно за счет средств федерального бюджета. В рамках реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета в период 2009 - 2012 годов обеспечено жильем 5232 ветерана Великой Отечественной войны (5469907.4 тыс. рублей), по состоянию на 1 января 2013 года обязательства по обеспечению имелись перед 123 ветеранами.


Однако крайне недостаточное финансирование из федерального бюджета мероприятий по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, а также инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, позволяло предоставлять социальные выплаты ежегодно лишь 4% от общего количества очередников, за период 2009 - 2012 годов денежные выплаты предоставлены 325 гражданам, по состоянию на 1 сентября 2012 года обязательства имеются перед 1711 гражданами указанной категории.


Основной формой поддержки отдельных категорий граждан при приобретении жилья является предоставление социальных выплат (субсидий) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе частичную или полную оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на эти цели.


Важным направлением реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является обеспечение жильем молодых семей. В области в 2009 - 2012 годах с помощью государственной поддержки улучшили жилищные условия 734 молодые семьи, в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на условиях софинансирования из федерального, областного и местных бюджетов поддержка предоставлена 168 молодым семьям. При этом по состоянию на начало 2013 года сохраняются обязательства свыше чем перед 2 тыс. молодых семей. Таким образом, существующие механизмы реализации подпрограммы обеспечивают доступ к мерам государственной поддержки лишь небольшой части молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.


С 2012 года осуществляется реализация инициатив Президента Российской Федерации по оказанию мер государственной поддержки по созданию специальных условий ипотечного кредитования молодых учителей: предоставлена мера государственной поддержки по оплате первоначального взноса по ипотечному кредиту (займу) 16 молодым учителям образовательных учреждений области.



Жилищное строительство


За счет всех источников финансирования в период 2009 - 2012 годов на территории области построено 27.1 тыс. новых благоустроенных квартир и 7,2 тыс. домов общей площадью 1723.3 тыс. кв. метров. Современный уровень жилищного строительства ежегодно составляет порядка 75% от наибольшего уровня ввода жилья, достигнутого в области в 2008 году (545.4 тыс. кв. метров).


В настоящее время растет интерес населения к малоэтажному жилью, что подтверждается ростом объемов индивидуального жилищного строительства в области. В 2009 - 2012 годах населением за счет собственных и заемных средств построено 612.7 тыс. кв. метров жилья. Вместе с тем ежегодно увеличивается и доля индивидуального жилья в общем объеме жилья и составляет треть всего объема нового строительства, при этом в большинстве муниципальных районов области она варьируется от 70 до 100%.


В 2009 - 2012 годах Вологодская область по строительству жилья в расчете на 1000 человек населения занимала четвертое - пятое места среди регионов Северо-Западного федерального округа. В 2012 году ввод жилья в расчете на 1000 человек населения в области составил 325 кв. метров, что ниже аналогичных показателей среди субъектов Северо-Западного федерального округа (426 кв. метров) и в целом по Российской Федерации (455 кв. метров).


В 2011 году Вологодская область занимала третье место в Северо-Западном федеральном округе в рейтинге по средней фактической стоимости строительства 1 кв. метра общей площади и по средним ценам на первичном рынке жилья.


Средняя фактически сложившаяся для организаций-застройщиков стоимость строительства 1 кв. метра общей площади отдельно стоящих зданий жилого назначения квартирного типа, построенных в 2012 году, составила 30745 рублей (в 2011 году - 33029 рублей). Причем в городах и поселках городского типа она выше, чем в сельской местности. Следует отметить, что средняя цена 1 кв. метра общей площади проданных на первичном рынке квартир на 40.5% превышает среднюю фактическую стоимость строительства.


Наряду со строительством жилья на территории области строятся объекты образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта. Объекты социальной инфраструктуры являются объектами капитального строительства, необходимыми для осуществления определенных федеральными законами и Уставом Вологодской области полномочий области как субъекта Российской Федерации. Определение потребности в объектах систем образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, а также социальной защиты населения проводится исходя из проектной численности и возрастной структуры населения области.


В целях развития рынка доступного жилья в области с 2000 года реализуется региональная Программа ипотечного жилищного кредитования.



Строительный комплекс


Строительный комплекс занимает одну из ведущих позиций в экономическом потенциале области. Основу строительного комплекса составляют строительно-монтажные, проектные организации и предприятия по выпуску строительных материалов и конструкций.


Производство строительных материалов и конструкций в области ориентировано на выпуск сборных железобетонных изделий и конструкций, мелкоштучных стеновых материалов, пористых заполнителей, стальных конструкций, металлоизделий, металлопластиковых окон и дверей, плит на древесной основе, фанеры, домокомплектов из обработанной древесины, столярных и погонажных изделий и инертных материалов.


Успешное выполнение поставленных целей в рамках реализации Программы зависит от обеспеченности строительной отрасли квалифицированными рабочими кадрами и специалистами, способными эффективно решать задачи жилищного строительства. В настоящее время практически каждая строительная организация испытывает дефицит квалифицированных кадров не только в отношении рабочих, но и в отношении инженерно-технических специалистов.



Состояние жилищно-коммунальной сферы


В настоящее время эксплуатация систем коммунальной инфраструктуры области характеризуется высокой вероятностью возникновения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, к увеличению количества случаев предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также неэффективному использованию топливных и энергетических ресурсов, загрязнению окружающей среды.


Основные причины возникновения обозначенных проблем - высокий уровень износа систем коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость.


По состоянию на 1 января 2012 года в области средний уровень износа систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения составляет 53%.


В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость проводимых ремонтов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»