1.1. На сегодняшний день в Республике Коми сформировалась и функционирует сеть организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, а также форм собственности:
по отрасли "Образование" - 54 организации, из них 3 государственные;
по отрасли "Культура" - 41 организация (муниципальные школы искусств и музыкальные школы);
по отрасли "Физическая культура и спорт" - 39 организаций, из них 8 государственных организаций спортивной подготовки, 31 муниципальная детско-юношеская спортивная школа и организации спортивной подготовки.
Помимо ведомственной сети организаций дополнительного образований существуют частные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в сфере дополнительного образования детей или реализующие программы дополнительного образования.
Таким образом, в системе дополнительного образования детей в Республике Коми на сегодняшний день созданы определенные условия для удовлетворения запросов и потребностей детей по разным направлениям:
функционируют разнообразные виды детских творческих объединений по направленностям дополнительного образования детей;
расширяется возрастной диапазон образовательных программ и услуг;
расширяется спектр дополнительных программ с правом выбора индивидуального маршрута (программы для одаренных детей, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья);
обучающимися активно осваиваются различные образовательные технологии.
1.2. Между тем быстрые темпы информационного развития современного общества, изменение экономической ситуации, высокий уровень общественной вовлеченности в вопросы образования устанавливают новые требования к сложившейся системе дополнительного образования и обозначают ряд существующих проблем:
отсутствие законодательно закрепленного права ребенка на получение дополнительного образования на бесплатной основе;
низкая эффективность бюджетных расходов в связи с отсутствием возможностей контроля за фактом получения ребенком образовательной услуги;
низкая эффективность управленческих решений в связи с невозможностью точного определения реального, а не рассчитанного по количеству услуг, охвата детей дополнительным образованием;