В сфере потребительского рынка:
1. Неравномерное размещение объектов потребительского рынка на территории города.
Причины возникновения проблемы:
Размещение объектов потребительского рынка в различных районах города происходит неравномерно, в результате, зачастую объекты размещаются хаотично и объекты с одним направлением деятельности (ассортиментом) располагаются в непосредственной близости друг от друга, но при этом возможно отсутствие объектов с иным направлением деятельности (услугой, ассортиментом и т.д.) в конкретном районе. Как правило, объекты размещаются хозяйствующими субъектами не от потребности в обеспеченности территории города теми или иными товарами и услугами, а исходя из собственных ожиданий развития своей деятельности.
В целом на территории города показатели доступности объектов потребительского рынка для населения находятся на достаточно высоком уровне, большинство районов города (преимущественно в центральной части) находятся в стабильном состоянии. При этом окраины характеризуются недостаточностью объектов потребительского рынка, в том числе нестационарными торговыми объектами:
- локальная концентрация торговых площадей в районах города;
- неравномерное размещение и снижение доступности предприятий потребительского рынка для населения.
Так, по состоянию на первое полугодие 2017 года обеспеченность населения площадью торговых объектов в Калининском административном округе города Тюмени составляет 1379,1 кв. м на 1000 человек, или 169,8% от норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов. Из них, обеспеченность торговыми площадями магазинов по продаже продовольственных товаров составляет 408,3 кв. м на 1000 человек, или 148% от норматива. Вместе с тем в состав Калининского административного округа входит планировочный район "Утешевский", численность населения в котором, по имеющейся в департаменте информации, составляет 1,4 тыс. чел., где расположено 7 торговых объектов общей площадью - 832,8 кв. м, из них торговой - 633,4 кв. м. Обеспеченность торговыми площадями по данному планировочному району составляет 452,4 кв. м на 1000 человек, или 55,7% от норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Для улучшения ситуации необходимо осуществить комплексный подход к анализу потребности в обеспеченности населения объектами потребительского рынка (услугой, ассортиментом) в разрезе предложений предприятий потребительского рынка, размещенных локально относительно районов проживания населения и потребности населения в объектах потребительского рынка, в том числе нестационарных в различных районах города, используя показатели обеспеченности населения товарами и услугами. В целях рационального размещения объектов потребительского рынка, результаты проводимого анализа необходимо использовать для актуализации действующей Схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденной постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2012 N 160-пк (далее - Схема), а также для определения возможности дополнения Схемы новыми местами размещения нестационарных торговых объектов и их целевого (функционального) назначения.
2. Продажа алкогольной продукции без учета интересов лиц, подверженных негативному влиянию со стороны (дети дошкольного возраста, школьники, студенты и т.д.).
Причины возникновения проблемы:
Ранее законодательством Российской Федерации и органами субъектов Российской Федерации не была закреплена процедура и порядок ограничения продажи алкогольной продукции вблизи некоторых объектов и организаций (образовательные организации, медицинские организации, объекты спорта и др.), в связи с чем хозяйствующие субъекты, реализующие алкогольную продукцию, при осуществлении своей деятельности не учитывали интересы лиц, подверженных негативному влиянию со стороны (дети дошкольного возраста, школьники, студенты и т.д.).
В связи с этим, законодатель Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ) возложил на органы местного самоуправления обязанность по определению границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых запрещена продажа алкогольной продукции в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Для решения данной проблемы в рамках имеющихся полномочий принят муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий минимальное значение расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти Тюменской области, объектов военного назначения до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Также принят муниципальный нормативный правовой акт, которым определены границы прилегающих территорий со схемами в отношении детских, образовательных, медицинских организаций, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти Тюменской области, объектов военного назначения, вблизи которых не допускается реализация алкогольной продукции.