Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований в Ярославской области" на 2018 - 2020 годы (с изменениями на 19 мая 2020 года)



I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП


ОЦП разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".


В ОЦП ставится задача повышения безопасности и защищенности населения Ярославской области от угроз техногенного, природного характера и актов терроризма как залога стабильного социально-экономического развития.


В настоящее время на территории области действуют такие службы экстренного реагирования, как служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба "Антитеррор", которые осуществляют прием вызовов от населения и при необходимости организуют экстренное оперативное реагирование на них соответствующих сил и средств.


За последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения области изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, увеличились пассажиропотоки и грузопотоки, повысилась плотность населения в городах, увеличилось количество мест массового пребывания людей, доступность сотовой связи приводит к увеличению нагрузки на оперативные дежурные экстренные службы. Ввиду указанных обстоятельств возрастают требования к оперативности и эффективности реагирования экстренных оперативных служб на поступающие от населения вызовы.


Проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы приобрела особую остроту в последнее время в связи с возникновением большого количества новых угроз, реагирование на которые необходимо организовывать комплексно (с задействованием коммунальных, дорожных служб).


Важнейший показатель эффективности экстренных оперативных служб - время их оперативного реагирования. Его сокращение непосредственно влияет на последствия происшествия или чрезвычайной ситуации. Неэффективная организация работы по оказанию помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой смертности пострадавших.


Одним из факторов, позволяющих обеспечивать эффективность работы сил оперативного реагирования, в том числе увеличивать скорость реагирования и повышать эффективность координирования, является организация вызова по принципу "одного окна", позволяющего позвонившему лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней.


В 1998 году Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) обеспечило объединение службы пожарной охраны и службы реагирования в чрезвычайных ситуациях городов и районов в рамках единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС), основываясь на опыте использования аналогичных формирований за рубежом (служба "911" - в Соединенных Штатах Америки и Канаде, "112" - в Европе). Как показывает анализ пилотного внедрения, в результате развертывания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система-112) время комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшается на 15 - 25 процентов, число погибших и пострадавших, а также общий размер ущерба населению и территориям сокращается на 7 - 9 процентов. Минимальный эффект достигается для простых ситуаций с привлечением только одной оперативной службы, максимальный - при сложных происшествиях, когда необходимо комплексное реагирование.


На территории Ярославской области в настоящее время действуют 19 ЕДДС и более 80 ведомственных дежурных диспетчерских служб экстренных оперативных служб (далее - ДДС). Наравне с традиционными телефонами экстренных служб ("101", "102", "103", "104") в области действует телефон "112".


В 2016 году создан центр обработки вызова (далее - ЦОВ) экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в г. Ярославле, в августе 2017 года ЦОВ начал обрабатывать вызовы граждан по номеру "112". За сентябрь 2017 года количество вызовов составило 18508, а в декабре того же года количество вызовов на номер "112" составило уже 22612, что дает 22 процента прироста количества вызовов. Статистика показывает востребованность данной услуги ЦОВ у граждан.


В настоящий момент структуры ЕДДС и ДДС в области функционируют, однако в отдаленных районах существуют проблемы с каналами передачи данных и персоналом. Главам некоторых муниципальных образований области не хватает финансирования не только для того чтобы проводить мероприятия по созданию Системы-112, но и для того чтобы содержать персонал ДДС.


Решение проблемы предлагается осуществлять программно-целевым методом. Данный подход позволит обеспечить снижение потерь населения и повышение экономического потенциала региона путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности населения и координации действий федерального центра и Ярославской области. С учетом уровня риска гибели людей и нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в целом и Ярославской области в частности эффективное реагирование на происшествия и чрезвычайные ситуации не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти области.


Государственное управление созданием Системы-112 в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется недостаточной системностью, отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Работы по созданию и развертыванию Системы-112 носят комплексный межведомственный характер. Применение программно-целевого метода при создании Системы-112 в Ярославской области обосновано прежде всего:


- высокой социальной значимостью проблемы и ее комплексным характером;