Глава 1. Оценка текущего состояния в сфере транспорта и дорожного хозяйства Ненецкого автономного округа
4. Транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающей жизнедеятельность и социально-экономическое развитие региона.
Развитие транспортной системы является необходимым условием экономического роста и улучшения качества жизни населения Ненецкого автономного округа.
Транспортная система Ненецкого автономного округа включает в себя: автомобильные дороги регионального (межмуниципального) и местного значения, водные пути, аэропорты, посадочные площадки, морские порты.
5. Ненецкий автономный округ является единственным субъектом европейской части Российской Федерации, не имеющим постоянного наземного транспортного сообщения с другими субъектами Российской Федерации.
Связь с соседними субъектами Российской Федерации возможна только по зимникам и зависит от погодных условий, за исключением города Усинск республики Коми. При достаточно устойчивых морозах период функционирования зимников составляет четыре месяца (с декабря по апрель).
Сеть автомобильных дорог Ненецкого автономного округа включает в себя дороги общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 431,7 км, из которых протяженность дорог регионального (межмуниципального) значения - 317,5 км и местного значения - 114,2 км.
В 2023 году в рамках развития региональных и межмуниципальных автомобильных дорог завершено строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Нарьян-Мар - Усинск протяженностью 210,6 км.
По состоянию на 1 января 2024 года доля автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения, отвечающих нормативным требованиям, к их общей протяженности составляет 58,8% (186,8 км), доля автомобильных дорог общего пользования местного значения - 9,9% (11,3 км). Протяженность региональных искусственных дорожных сооружений (зимников) составляет 5,86 км.
Большая территория и малое число жителей (плотность населения на начало 2023 года - 0,23 чел./км2), распределенных по большому числу сельских населенных пунктов, - это те факторы, которые влияют на слабое развитие наземной транспортной инфраструктуры. Автомобильный транспорт сосредоточен в нескольких населенных пунктах округа, главным образом в г. Нарьян-Маре, п. Искателей и п. Красное.
Недостаточная развитость сети автомобильных дорог ограничивает круглогодичную транспортную доступность значительной части сельских населенных пунктов.
Маршрутная сеть общественного автомобильного транспорта включает в себя 9 муниципальных и 3 межмуниципальных маршрута. Перевозки по всем маршрутам осуществляются по регулируемым тарифам на основании государственных и муниципальных контрактов. В 2023 году перевозки выполняли 3 перевозчика, крупнейший из которых муниципальное унитарное предприятие "Нарьян-Марское автотранспортное предприятие".
Под совместным действием нагрузок и климатических условий автомобильные дороги и дорожные сооружения накапливают усталостные и остаточные деформации, появляются разрушения. Этому способствует постепенный рост интенсивности движения транспортного потока и особенно увеличение осевых нагрузок автомобилей и доли тяжелых автомобилей в составе транспортного потока.
Проблема реконструкции автомобильных дорог становится все более и более актуальной.
Ресурсное обеспечение дорожной деятельности, предусмотренное на реализацию Программы, осуществляемое за счет средств дорожного фонда Ненецкого автономного округа, приведено в Приложении 1 к Программе.