Основные показатели состава кадрового состава (муниципальные служащие) в администрации города Белгорода за 2007 - 2011 годы
N п/п | Наименование показателя, единица измерения | На 01.01.2008 | На 01.01.2010 | На 01.01.2012 | На 01.01.2014 | На 01.01.2016 | На 01.01.2017 | Темп роста 2016 к 2007, % |
1. | Среднесписочная численность муниципальных служащих, из них: | 493 | 493 | 592 | 562 | 552 | 488 | 99 |
женщин | 342 | 327 | 426 | 401 | 389 | 373 | 109,1 | |
69,4% | 66,3% | 72% | 71,4% | 70,5% | 76,4% | |||
мужчин | 151 | 166 | 166 | 161 | 163 | 115 | 76,2 | |
30,6% | 33,7% | 28,0% | 28,6% | 29,5% | 23,6% | |||
2. | Среднесписочная численность муниципальных служащих, имеющих высшее образование, % | 94,9 | 97,5 | 99,2 | 99,5 | 99,6 | 100 | - |
Несмотря на достигнутые результаты, сохраняется ряд проблем формирования и развития кадрового потенциала системы муниципального управления:
1. Необходимо продолжить дальнейшее распространение современных методов регламентации труда муниципальных служащих, реализации в полной мере предусмотренных действующим федеральным и областным законодательством механизмов материального и морального стимулирования муниципальных служащих к исполнению служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне.
2. Недостаточно увязана индивидуальная оценка профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих с качеством и результативностью исполнения муниципальных функций и оказания муниципальных услуг.
3. Требует совершенствования вопрос профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих с учетом потребностей муниципальной службы и современных условий профессионального обучения.
4. Необходимо продолжать дальнейшую работу с кадровым резервом в системе муниципальной службы.
5. Сохраняется достаточно слабая система мотивации и материального поощрения муниципальных служащих.
6. Неконкурентоспособный уровень заработной платы не позволяет привлекать на службу высокопрофессиональных специалистов.
Наиболее значимой формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление. С 2008 года на территории городского округа созданы 27 Советов территорий, которые сегодня выступают звеном системы социального партнерства во взаимодействии "общество - власть". Развитие Советов территорий на уровне микрорайонов обеспечивает основу равноправного участия населения в решении вопросов местного значения. В каждом округе создана сеть более мелких органов территориального общественного самоуправления (ТОС), которые создаются в рамках подъезда, дома, группы многоквартирных домов, домов на улицах частного сектора.
По данным 2011 года количество единиц ТОС составляло 140. За 5 лет это количество значительно увеличилось и составило 455 единиц. Помимо уже действующих, определены границы еще более 155 ТОС. Всего планируется создать более 600 ТОС. И если в 2011 году число граждан, вовлеченных в работу ТОС, составляло 69,6 тыс. человек, то в 2016 году этот показатель достиг значения 172,5 тыс. человек.
Сегодня уже можно сказать, что территориальное общественное самоуправление стало эффективным институтом гражданского общества. ТОСы являются площадкой для согласования позиций по существенным вопросам между властью и населением. Территориальное общественное самоуправление может работать по десяткам направлений, начиная с мониторинга и анализа ситуации и заканчивая благотворительностью. В то же время именно органы территориального общественного самоуправления должны формулировать предложения по развитию своих территорий, организации их жизнедеятельности.
Одной из важных функций ТОС является просветительская работа. Это не только информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых, в том числе, по предложению или при участии территориального общественного самоуправления, но и содействие повышению правовой грамотности населения, участие в духовно-нравственном воспитании молодежи.
ТОСы не только инициируют, но и принимают активное участие в создании клубов по интересам, благоустройстве дворовых территорий, субботниках, экологических акциях, высадке деревьев, устройстве газонов, цветочных клумб; проводят информационно-разъяснительную работу с населением; оказывают помощь детским домам; проводят спортивные соревнования, культурно-массовые мероприятия, привлекая к работе молодежь и старшее поколение; проводят рейды по охране общественного порядка и профилактике правонарушений.
В городе ежегодно проводится конкурс инициатив по развитию территорий, где активное участие принимают ТОСы, грантами поощряются лучшие проекты, направленные на улучшение условий проживания людей на территории. Введено в практику поощрение лучших председателей ТОС в таких конкурсах, как "Наш Белгород. Наша инициатива", занесение лучшего ТОС на городскую Доску Почета. Для председателей и активистов ТОС проводятся городские обучающие семинары.