ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ СХЕМУ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КБР ОТ 27 ОКТЯБРЯ 2016 Г. N 196-ПП
1. Раздел 2 изложить в следующей редакции:
"Раздел 2. КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ
Санитарное состояние многих российских населенных пунктов ежегодно ухудшается в связи с образованием множества отходов производства и потребления продукции, которые представляют собой серьезную экологическую, экономическую и социальную проблему. Действующая система обращения с отходами была сформирована еще в советское время и не соответствует современным реалиям. До сих пор широко применяется унитарное накопление твердых коммунальных отходов (ТКО) без разделения по компонентам, практически весь объем ТКО вывозится на полигоны, многие из которых не отвечают санитарным требованиям, имеются многочисленные нелегальные свалки, существенно ухудшающие санитарное состояние территорий. Почти во всех крупных городах Российской Федерации уже внедрено селективное накопление, часть отходов перерабатывается, однако применяемые методы переработки отходов устарели, а использование вторичных ресурсов не организовано. В малых населенных пунктах Российской Федерации, как правило, они не принимаются во внимание, и система селективного накопления отходов в них не применяется, что является в корне неверным.
Современная ситуация характеризуется также следующими факторами: объемы ТКО непрерывно возрастают, ухудшая санитарное состояние территорий, состав ТКО заметно усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов, увеличиваются затраты на обращение с отходами. Существует серьезная проблема с утилизацией электробытовых приборов, электронной и компьютерной техники, электрических батареек, аккумуляторов, ртутьсодержащих отходов, автомобилей и их деталей. Но постепенно положение меняется: усиливается осознание обществом недопустимости сохранения существующей системы, ее бесперспективность и губительность для дальнейшего развития страны. Это обстоятельство дает возможность перехода к альтернативной системе организации санитарной очистки в населенных пунктах страны - комплексной системе обращения с твердыми отходами, реализация которой предусматривает улучшение экологического состояния территории, развитие экономики путем использования вторичных ресурсов, улучшение здоровья населения и создание дополнительных рабочих мест в сфере обращения с отходами.
2.1. Данные о ежегодном образовании
твердых коммунальных отходов
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и коммунальных нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Твердые коммунальные отходы - это богатый источник вторичных ресурсов (в том числе стекла, пластика, бумаги, картона, металла и т.д.), а также "бесплатный" энергоноситель, т.к. бытовой мусор представляет собой возобновляемое углеродсодержащее энергетическое сырье для топливной энергетики (RDF-топливо, брикеты и т.д.). Зарубежный опыт показывает, что рациональная организация системы обращения с ТКО дает возможность использовать до 80 процентов их компонентов. Результатом использования (утилизации) отходов является создание малых архитектурных форм, материалов, используемых в строительстве и сельском хозяйстве, емкостей из стекла и пластика, изготовление крафт-бумаги и картона, и так далее.
Проблема утилизации твердых коммунальных отходов является остро актуальной, поскольку ее решение связано с необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистки территорий, охраны окружающей среды и ресурсосбережения.
Твердые коммунальные отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей, представляют собой гетерогенную смесь сложного морфологического состава (черные и цветные металлы, макулатуросодержащие и текстильные компоненты, стеклобой, пластмасса, пищевые отходы, камни, кости, кожа, резина, дерево, уличный смет и пр.).
Ежегодно каждый городской житель в нашей стране производит 200 - 500 кг ТКО, образующих городской мусор. Промедление с его удалением и ликвидацией недопустимо, так как может привести к глобальным эпидемиям (холера, чума и другие) и к серьезному загрязнению территории.
Методика расчета объема и массы ТКО: в качестве источников образования ТКО рассматриваются территориально обособленные объекты - населенные пункты. Фактический норматив накопления ТКО от жилого фонда - 3,12 м3 на человека в год.* Расчетная плотность ТКО - 175 кг/м3 на человека в год.
Расчет объемов и массы отходов, образуемых в среднем в год, производится по формуле:
Vтко = n * 3,12, где n - число жителей конкретного населенного пункта;
Mтко = Vтко *0,175 кг/м3.