Автомобильный транспорт привлекает к себе все большее внимание как источник антропогенной нагрузки на окружающую среду. Если рассматривать автомобильный транспорт как индустрию, связанную с производством, обслуживанием и ремонтом автомобилей, их эксплуатацией, производством горючего и смазочных материалов, с развитием и эксплуатацией дорожно-транспортной сети, то можно выделить следующие группы негативных воздействий на окружающую среду в Иркутской агломерации.
Первая группа связана с промышленным производством:
1) высокая ресурсно-сырьевая и энергетическая емкость промышленности (машиностроение, пищевое производство, фармацевтическое производство, металлообработка, производство и передача энергоресурсов, производство строительных материалов, нефтепереработка и нефтехимия, атомная промышленность);
2) собственное негативное воздействие на окружающую среду промышленного производства.
Вторая группа обусловлена эксплуатацией автомобилей:
1) потребление топлива и воздуха, выделение вредных выхлопных газов;
2) продукты истирания шин и тормозов;
3) шумовое загрязнение окружающей среды;
4) материальные и человеческие потери в результате транспортных аварий.
Третья группа связана с отчуждением земель под транспортные магистрали, гаражи и стоянки:
1) развитие инфраструктуры сервисного обслуживания автомобилей (автозаправочные станции, станции технического обслуживания, мойки автомобилей и др.);
2) поддержание транспортных магистралей в рабочем состоянии (использование соли для таяния снега в зимние периоды).
Четвертая группа объединяет проблемы регенерации и утилизации шин, масел и других технологических жидкостей, самих отслуживших автомобилей.
С точки зрения загрязнения атмосферы автомобильный транспорт является перемещающимся в пространстве источником выбросов продуктов сжигания топлива (отработавших газов).