Недействующий

Об утверждении Положения о проведении XXIX Регионального профессионального конкурса "Учитель года-2018"



II. Очный этап (первый, второй и третий туры)


Первый тур "Учитель-профи"



1.1. Конкурсное испытание эссе "Я - учитель"



Цель: раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.


Написание эссе "Я - учитель" проводится в рамках участия кандидатов на очном установочном семинаре.


Формат конкурсного испытания: текст эссе (до 6 страниц), тема которого определяется организаторами конкурса и объявляется на очном установочном семинаре. Время написания эссе в аудитории - 5 часов. Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.


Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 7 критериям, каждый из которых оценивается в 3 балла и имеет равнозначный вес. Максимальный общий балл - 21.


Критерии оценки конкурсного испытания эссе "Я - учитель"

N

Критерии

Показатель по критерию

Максимальный балл

1

Языковая грамотность текста

Грамотность в области грамматики, орфографии и пунктуации. Культура письменной речи. Понимание лексического значения слов. Соблюдение логики изложения. Корректность использования терминологии

3

2

Обоснование актуальности

Профессиональный кругозор и широта взгляда. Понимание современных тенденций развития образования. Опора на вызовы времени и запросы социума. Использование примеров из собственной педагогической практики. Глубокое понимание рассматриваемых вопросов

3

3

Ценностная направленность

Понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие собственной мировоззренческой позиции. Внимание к вопросам воспитания. Обращение внимания на развитие гражданских качеств учащихся. Отделение значимого от второстепенного

3

4

Аргументированность позиции

Четкость аргументации, отделение фактов от мнений. Использование иллюстрирующих примеров. Обоснованность положений. Понимание причинно-следственных связей. Взаимосвязь элементов в общей композиции и структуре работы. Наличие выводов и обобщений

3

5

Формулирование проблем и видение путей их решения

Четкость и обоснованность при определении существующих проблем. Конструктивность и способность выделять значимое. Собственные находки и оригинальные суждения (предложения). Нестандартность и реалистичность предлагаемых решений

3

6

Рефлексивность

Понимание смысла педагогической деятельности (способность к самоанализу). Анализ и оценка собственного видения роли образования. Опора на опыт. Способность находить проблемные зоны и точки роста в своем профессиональном и личностном развитии

3

7

Оригинальность изложения

Художественно-публицистический стиль и нестандартность изложения. Эмоциональное воздействие текста. Яркость и образность изложения. Ясность и целостность изложения

3

Максимальный балл

21


1.2. Конкурсное испытание "Методический семинар"



Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее - ФГОС), профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н (далее - профессиональный стандарт "Педагог").


Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент - 20 минут) проводится перед началом для всех участников конкурсного испытания "Урок", что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Участник в тезисной форме в течение 5 - 10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог". Затем в течение 10 - 15 минут проходит диалог экспертов очного этапа конкурса с участником в форме вопросов и ответов.


Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает набор показателей. Все критерии являются равнозначными и оцениваются по 10 баллов. Максимальный общий балл за выполнение конкурсного испытания - 50.


Критерии оценки

конкурсного испытания "Методический семинар"

N

Критерии

Показатель по критерию

Максимальный балл

1

Результативность и практическая применимость

Применение методики на практике (связь с проведенным уроком). Наличие количественных и качественных показателей достижения результатов (предметных, метапредметных и личностных). Воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя. Технологичность и возможность транслирования педагогического опыта

10

2

Коммуникативная культура

Умение вести диалог. Точность и полнота ответов на вопросы экспертов очного этапа конкурса. Широкий взгляд на методические проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам. Целеполагание и проведение рефлексии. Толерантное отношение к различным позициям и уважение других точек зрения

10

3

Оригинальность и творческий подход

Умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания. Творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач. Проявление индивидуальности и отход от шаблонов. Яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы. Разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал

10

4

Научная корректность и методическая грамотность

Убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности педагогического опыта. Точность и корректность использования педагогической терминологии. Логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов). Использование активных и интерактивных подходов для мотивации и поддержки самостоятельности учащихся. Адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания

10

5

Информационная и языковая грамотность

Удачная и разнообразная визуализация информации. Грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства. Разнообразие источников информации и образовательных ресурсов (в том числе и электронных). Структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.). Педагогический кругозор и общая эрудиция

10

Максимальный балл

50


1.3. Конкурсное испытание "Урок"



Цель: раскрытие участниками своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.


Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент - 40 минут, самоанализ урока и вопросы экспертов очного этапа конкурса - 10 минут), который проводится в образовательной организации. Темы уроков определяются в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учетом их фактического выполнения в соответствующих классах и размещаются на официальном сайте регионального оператора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за 2 дня до начала конкурсных испытаний. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему.