1. Проблема коррупции является чрезвычайно важной проблемой в политической, экономической, социальной жизни как Российской Федерации в целом, так и Ярославской области в частности. Коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и видах, деформирует существующие легальные методы и механизмы управления общественными процессами и влечет антисоциальные последствия.
Неслучайно Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", относит коррупцию к основным угрозам государственной и общественной безопасности.
Преступные действия чиновников подрывают авторитет государственных органов и органов местного самоуправления у населения, препятствуют развитию предпринимательства, снижают активность бизнеса, негативно влияют на социально-экономическое развитие региона, что требует принятия скоординированных мер по устранению причин, порождающих коррупцию.
2. В Ярославской области антикоррупционная политика реализуется в течение нескольких лет, действует комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Ярославской области.
В соответствии с Законом Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области" были разработаны и реализованы областные целевые программы по противодействию коррупции в Ярославской области на 2012 - 2013, 2014 - 2015, 2016 и 2017 годы.
В результате в регионе в целом сформирована нормативная правовая база по профилактике коррупционных правонарушений и противодействию коррупции. В рамках реализуемой антикоррупционной политики уже созданы механизмы, позволяющие осуществлять профилактику коррупционных правонарушений и совершенствовать систему противодействия коррупции: обеспечено проведение постоянной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, осуществляются профилактика и мониторинг коррупционных факторов и проявлений, а также проводятся антикоррупционные пропаганда, обучение и просвещение.
3. Борьба с коррупцией не может сводиться только к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных преступлениях, и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов.
Профилактика коррупционных правонарушений и противодействие коррупции требуют широкого общесоциального подхода, применения не только правовых, но и финансово-экономических, политических, организационно-управленческих, культурно-воспитательных и иных мер. С учетом реалий современного мира особое внимание должно уделяться применению информационно-коммуникационных технологий, роль которых возрастает как в сфере государственного и муниципального управления, так и в повседневной жизни граждан.
Поскольку коррупция может проявляться как при доступе, так и при отсутствии доступа к определенной информации, возникает необходимость совершенствования технологии доступа общественности к информационным потокам. Решить эту проблему возможно только в результате последовательной, системной, комплексной работы по разработке и внедрению новых правовых, организационных, информационных и иных механизмов противодействия коррупции на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
4. Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, стратегической целью государственной политики в сфере противодействия коррупции является повышение качества работы государственных органов посредством создания условий для эффективного исполнения государственными гражданскими служащими Российской Федерации служебных обязанностей, основанного на принципах открытости, прозрачности, объективности и беспристрастности.
Основными направлениями институциональных преобразований в части противодействия коррупции должны быть:
- осуществление контроля за сферами государственного управления и должностями гражданской службы, наиболее подверженными коррупционным рискам;
- проведение открытой кадровой политики, основанной на конкурентности, профессионализме и правосознании, качественном улучшении кадрового потенциала;
- совершенствование системы мониторинга установленных на гражданской службе ограничений, запретов и требований к служебному поведению;