Стратегическое видение развития населенных пунктов определяется качеством городской среды. Современный город - это место, с которым люди ассоциируют себя больше всего. Место, в котором разворачивается их жизнь, в котором они удовлетворяют свои потребности и реализуют свой потенциал. Качество городской среды, в том числе состояние инфраструктуры, культурной жизни и средств коммуникации, инвестиционная привлекательность, являются ключевым фактором конкурентоспособности муниципальных образований Орловской области.
Большая часть муниципальных территорий Орловской области остается неблагоустроенной. Более того, значительная часть городских пространств, на которых выполнено благоустройство, остается безжизненной. Городская среда - это не только камень, металл и элементы озеленения. Каждый раз, принимая решение о реконструкции того или иного городского пространства, необходимо иметь четкое представление о том, кто и как будет его использовать. Современные подходы требуют проектировать не только архитектуру и ландшафт, но и социальные сценарии, которые будут разворачиваться на муниципальных территориях.
До 2017 года комплексное благоустройство муниципальных территорий Орловской области велось в рамках ведомственных программ по следующим направлениям: содержание и ремонт улично-дорожной сети, модернизация уличного освещения, наведение санитарного порядка, озеленение территорий, содержание скверов, парков. Вместе с тем требования к качественной и комфортной городской среде в последнее время значительно выросли. Жители все больше обращают внимание на социальную инфраструктуру, так как это такая часть городской среды, которая постоянно доступна для населения и является местом коммуникации, совместного проведения досуга.
В государственную программу "Формирование современной городской среды на территории Орловской области" на 2017 год были включены муниципальные образования Орловской области: "Город Орел", "Город Ливны", "Болховский район" и "Город Мценск". Благодаря реализации муниципальных программ формирования современной городской среды в 2017 году в муниципальных образованиях Орловской области благоустроено 103 дворовые территории, 5 общественных территорий и 1 место массового отдыха (парк).
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются исходя из стратегии социально-экономического развития Орловской области на долгосрочный период, стратегий развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы Орловской области, программы социально-экономического развития Орловской области на среднесрочный период.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы определены:
2) утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам паспортом приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" (протокол от 21 ноября 2016 года N 10) (далее также - приоритетный проект).
Целью приоритетного проекта является создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации путем реализации комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству в субъектах Российской Федерации, реализации в период 2018 - 2022 годов 900 комплексных проектов по благоустройству, отобранных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на конкурсной основе из представленных субъектами Российской Федерации реализованных мероприятий, и обучения 4500 специалистов. В результате реализации данного приоритетного проекта муниципальными образованиями на территории Российской Федерации будут приняты (актуализированы существующие) новые современные правила благоустройства территорий муниципальных образований, соответствующие федеральным методическим рекомендациям, в том числе предусматривающим формирование муниципальных программ по благоустройству с учетом мнения граждан, территориального общественного самоуправления, а также реализованы механизм поддержки мероприятий по благоустройству, инициированный гражданами, механизм финансового участия граждан и организаций в реализации указанных мероприятий, инструменты общественного контроля за реализацией мероприятий и другое.