Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Калуга" до 2030 года



II. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития города Калуги до 2030 года (SWOT-анализ)


Развитие города Калуги зависит от многих внутренних и внешних факторов.


Калуга обладает значительным человеческим потенциалом. Статус областного центра города благоприятствует привлечению в город трудовых ресурсов из других городов и районов области, а также других субъектов Российской Федерации. Наличие в городе университета, а также филиалов ведущих вузов Москвы обеспечивает наличие в городе научного и образовательного потенциала, не уступающего столицам соседних регионов Центрального федерального округа.


В Калуге проводится работа по сокращению дисбаланса рынка образования и прогнозных потребностей рынка труда. В то же время сохраняется нехватка кадров для новых производств, компенсируемая преимущественно за счет миграционного притока населения.


Динамичное экономическое развитие обеспечивает низкий уровень безработицы. Уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Калуге превышает аналогичный показатель по Смоленску, Туле, Рязани, Владимиру, Ярославлю и Твери, несколько выше чем в среднем по Российской Федерации и выше среднего уровня по Калужской области, однако почти вдвое ниже, чем в Москве. Сохраняется угроза оттока высококвалифицированных кадров и молодежи из Калуги в Москву. Реализации данной угрозы способствует высокая стоимость нового жилья и низкая его доступность для молодых семей. Значимость решения проблемы доступности жилья нарастает с учетом привлечения мигрантов из других субъектов Российской Федерации, в том числе для работы на вновь созданных предприятиях автостроительного и фармацевтического кластеров.


Сохраняющаяся естественная убыль населения и снижение миграционного прироста в перспективе могут привести к ограничению потенциала экономического роста за счет недостатка трудовых ресурсов.


В Калуге производится более половины продукции, производимой в Калужской области; город обладает развитым экономическим потенциалом. Реализация областных и муниципальных программ социально-экономического развития, проведение активной политики в сфере привлечения прямых инвестиций в экономику города, в том числе иностранных, способствовали развитию сильных сторон экономического потенциала Калуги. Город обладает развитой промышленной инфраструктурой: в Калуге действует 3 индустриальных парка ("Калуга-Юг", "Росва", "Грабцево"), в которых размещены предприятия автостроительного, фармацевтического и биотехнологического кластеров. Наличие собственной базы строительной индустрии также обеспечивает возможности дальнейшего роста экономического потенциала города.


Высокая инвестиционная привлекательность Калуги подтверждается объемами инвестиций (на долю Калуги приходится около 60% инвестиций в Калужской области) и темпами роста инвестиций в основной капитал. В то же время наблюдается неравномерное распределение инвестиций: большинство вложений приходится на вновь создаваемые предприятия, тогда как на традиционных предприятиях модернизация основных фондов проходит более медленными темпами, наблюдается процесс старения промышленной инженерной инфраструктуры.


В целях стимулирования инновационного бизнеса муниципалитетом оказывается поддержка трем городским бизнес-инкубаторам.


В то же время развитие инновационного кластера Калуги пока не обеспечивает должного социально-экономического эффекта. Среди основных проблем в данной сфере отмечаются следующие:


- комплексное инновационное развитие в Калуге сдерживается отсутствием достаточного объема финансирования инновационных разработок и компаний, в первую очередь на этапе их создания (в том числе на стадии от патента до серийного выпуска продукции);


- существующие элементы региональной инновационной системы не позволяют в полной мере задействовать имеющийся научно-технический потенциал, в том числе вузовские разработки и разработки НИИ, разработки традиционных предприятий города;


- низкий уровень развития инновационного менеджмента и отсутствие у широкого круга руководителей системного понимания механизмов инновационного развития организаций; как следствие - необходимость формирования вектора инновационного развития со стороны государства;


- недостаточный уровень инновационной активности на предприятиях, созданных на основе иностранных инвестиций, ориентированных в первую очередь на тиражирование готовых технологических решений, разработанных в штаб-квартирах данных организаций.


Индикатором недостаточного уровня фактической инновационной активности является и сохранение низкой доли занятых на малых и средних предприятиях. По уровню развития малого и среднего бизнеса Калуга отстает от многих региональных столиц Центрального федерального округа (в том числе от Ярославля и Владимира). Приоритетное развитие данных форм предприятий позволит повысить устойчивость социально-экономического роста.