Действующий

Об утверждении Концепции развития здравоохранения Чувашской Республики до 2030 года (с изменениями на 19 сентября 2019 года)



II. Характеристика текущего состояния отрасли здравоохранения Чувашской Республики


Существующая нормативно-правовая база определяет единые требования к инфраструктуре здравоохранения, логистике оказания медицинской помощи как основной функции системы здравоохранения, ее качеству и доступности, квалификации медицинских работников медицинских организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности с учетом особенностей и специфики выполняемых в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики задач.


Основным механизмом реализации конституционного права граждан на бесплатное оказание медицинской помощи, планирования и распределения бюджетных средств в соответствии с необходимыми объемами является программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий).


С 2010 года финансовое обеспечение отрасли здравоохранения Чувашской Республики за счет бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов возросло в 2,8 раза (с 5,6 млрд. рублей в 2010 году до 15,4 млрд. рублей в 2017 году).


Финансирование отрасли здравоохранения в рамках реализации программы государственных гарантий увеличилось в 1,8 раза, оптимизированы расходы по видам медицинской помощи, перераспределены финансовые потоки с затратной стационарной помощи на амбулаторную и стационарзамещающую.


С 2013 года финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется на основе принципа единого подушевого финансирования, что позволило обеспечить сбалансированность территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Внедрены единая тарифная политика в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), единые эффективные способы оплаты медицинской помощи по результатам деятельности медицинских организаций, осуществлен поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование с включением в базовую программу ОМС основных видов медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.


Увеличение тарифов на медицинские услуги в рамках программы государственных гарантий привело к их экономической привлекательности для частных медицинских организаций. С 2010 года в 18 раз увеличилось количество медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий. Расширился и спектр оказываемых ими услуг - от преимущественно стоматологических и диагностических до гемодиализа, экстракорпорального оплодотворения, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, что развивает конкурентную среду в сфере оказания медицинской помощи, обеспечивая ее качество и доступность.


Для обеспечения доступности медицинской помощи, оптимального распределения ресурсов медицинских организаций осуществляется непрерывная работа по совершенствованию трехуровневой системы оказания медицинской помощи.


В целях повышения качества оказания первичной медико-санитарной помощи сельским жителям организована работа фельдшерско-акушерских пунктов и домовых хозяйств на селе в зависимости от численности населения и удаленности от другой медицинской организации, а также используются различные выездные формы работы.


Сформирован второй, межрайонный, уровень - оказание населению сельской местности специализированной помощи при жизнеугрожающих состояниях (остром коронарном синдроме, инфаркте миокарда, инсультах, тяжелых травмах, комах и др.). За счет оптимального размещения медицинских центров второго уровня обеспечивается доставка в них пациентов из любой точки республики в течение "золотого часа".


Проведены основные структурные преобразования в отрасли здравоохранения в условиях компактного заселения республики, высокой транспортной доступности и развитой инфраструктуры системы оказания медицинской помощи.


С 2013 года увеличены объемы финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи, включая медицинскую помощь в неотложной форме, в дневных стационарах, в том числе амбулаторной хирургии, паллиативной медицинской помощи, массовых скринингов состояния здоровья в рамках диспансеризации и профилактических осмотров.


При оказании скорой медицинской помощи отработаны схемы маршрутизации пациентов, полностью обновлены укладки и наборы. Продолжена оптимизация работы службы скорой медицинской помощи, которая сопровождалась активным внедрением современных информационных систем, оснащением санитарного транспорта службы скорой медицинской помощи бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Таким образом, среднее время прибытия по вызову бригад "03" к 2017 году сократилось до 12,0 минуты, а среднее время прибытия на место дорожно-транспортного происшествия - до 10,8 минуты. 97,3 процента бригад скорой помощи доезжают до пациентов за время менее 20 минут.


Повысилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) (третий уровень), благодаря чему объемы ВМП, оказанной жителям республики, увеличились с 2006 года почти в 7 раз, а доля пациентов, получающих ВМП на территории Чувашской Республики, возросла с 12 до 80 процентов.


Это стало возможным в том числе в результате создания новой, действующей с 2014 года, организационной модели, предусматривающей поэтапное включение методов ВМП в базовую программу ОМС, установление программой государственных гарантий двух перечней видов ВМП - включенных и не включенных в базовую программу ОМС.