Способность системы здравоохранения адекватно отвечать нуждам и запросам граждан будет определяться не только ее технологическим развитием и объемами государственных расходов, но и уровнем взаимодействия с общественностью. Необходимо развитие института воздействия граждан на медицинские организации и врачей. Направлениями такого развития выступают:
содействие формированию медицинских профессиональных некоммерческих организаций в целях повышения ответственности профессионального сообщества за состояние системы здравоохранения, обеспечение доступности и качества медицинской помощи;
создание условий для участия медицинских профессиональных некоммерческих организаций в непрерывном профессиональном развитии и аккредитации медицинских работников, в организации наставничества и обеспечении квалификации специалистов на всех уровнях оказания медицинской помощи;
поэтапное введение принципов саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников;
дальнейшее развитие системы общественного контроля и независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями;
создание общественных советов в крупных медицинских организациях, призванных исключить их чрезмерную коммерциализацию, обеспечить прозрачные формы поступления и распределения средств, максимальную гласность деятельности медицинских организаций;
сбор и распространение информации о деятельности страховщиков и медицинских организаций;
поощрение развития некоммерческих организаций, объединяющих больных с определенными заболеваниями;
участие широкой общественности в обсуждении политики в сфере здравоохранения.