Действующий

Об утверждении Концепции развития торговли и услуг в Алтайском крае на период до 2025 года (с изменениями на 18 ноября 2020 года)



4.2. Нестационарная и мобильная торговля


По данным органов местного самоуправления по состоянию на 01.01.2017 в Алтайском крае насчитывается 3425 нестационарных торговых объектов, в их числе 40,4% - павильоны, 40% - киоски, 11,2% - передвижные средства торговли, 8,4% - палатки. При этом основное количество нестационарных торговых объектов (70%) сосредоточено в городских округах.


Мелкорозничной торговлей в крае в основном занимаются субъекты малого предпринимательства, в том числе микропредприятия. Подобный формат является стартовой площадкой для многих начинающих предпринимателей, среди преимуществ которого узкая товарная специализация, возможность быстрого развертывания и максимального приближения к населению, а также минимизация расходов на эксплуатацию. Специализированные малые форматы сезонного и постоянного размещения в крае используются для торговли квасом и молоком через автоцистерны (205), овощами и фруктами (62), мороженым (42), а также печатной продукцией (411).


В крае функционирует 2 тыс. нестационарных торговых объектов продовольственной направленности. Обеспеченность населения торговыми павильонами и киосками по продаже продуктов питания и сельскохозяйственной продукции в целом по краю составляет 6,7 на 10000 жителей, что превышает нормативное значение на 2%. В основном торговые объекты ориентируются на сотрудничество с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, включая небольшие производства.


В непродовольственной группе товаров 38% приходится на нестационарные торговые объекты по реализации печатной продукции. Специализированные малые форматы (киоски, павильоны) по продаже печатной продукции являются ключевым каналом дистрибуции периодических печатных изданий и важным звеном индустрии печатных средств массовой информации. При этом важным аспектом в их размещении является шаговая доступность объектов розничной торговли прессой для покупателей. В целом по краю фактическая обеспеченность населения торговыми павильонами и киосками по продаже данной продукции составляет 1,4 на 10000 жителей, что превышает нормативное значение на 15%. Вместе с тем, в селах зачастую данный формат торговли отсутствует, что обусловлено низкой рентабельностью данного торгового бизнеса в сельской местности, сокращением потребительского спроса на печатную продукцию, а также действующими федеральными ограничениями по расширению ассортимента сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках. В недообеспеченных территориях потребность жителей в печатной продукции покрывается за счет иных каналов дистрибуции (продажа в стационарных и нестационарных торговых объектах, почтовых отделениях, редакциях газет, курьером или посредством электронной формы).


Также с введением для нестационарной торговли нормативов по реализации продовольственной группы товаров выявлен недостаток киосков и павильонов по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в 57 территориях края, продукции общественного питания - в 54.


В целом в секторе нестационарной торговли в 41 сельской территории края не выполняются все три вида нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками (по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, продукции общественного питания и печатной продукции). Вместе с этим, во всех указанных территориях обеспеченность населения стационарными торговыми площадями выше установленных минимальных нормативов, а в отдельных территориях превышение составляет 2,8 - 2,9 раза.


Особое значение в обеспечении товарами жителей сельских территорий, в первую очередь в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах, при проведении ярмарок, организации массовых мероприятий и других местах наибольшего сосредоточения населения занимает мобильная торговля с использованием автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных для осуществления розничной торговли транспортных средств. Всего на территории края насчитывается 349 объектов мобильной торговли постоянного и сезонного размещения. За счет развозной торговли в 17 муниципальных районах с учетом спроса населения решаются вопросы обеспечения товарами сельских жителей. Также мобильные объекты торговли функционируют в 5 городских округах края.


Использование развозной торговли в сельских территориях края носит точечный характер в связи с низкой рентабельностью торговой деятельности в малых населенных пунктах и территориальной протяженностью. Также к препятствиям в развитии данного направления необходимо отнести высокую стоимость мобильных торговых объектов на базе транспортных средств.


На сегодняшний день установленным способом государственного регулирования нестационарного сектора торговли на земельных участках и в зданиях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, являются схемы размещения нестационарных торговых объектов, разработка и утверждение которых осуществляется на муниципальном уровне. Соответствующие схемы, представляющие собой нормативные документы планирования и систематизации размещения объектов, утверждены во всех муниципальных районах и городских округах края. При формировании схем муниципалитетам необходимо исходить из удобства и развития торговой деятельности, повышения доступности товаров для населения, необходимости увеличения количества объектов продаж социально значимых товаров, в т.ч. сезонного размещения, а также содействия местным производителям для организации прямых продаж собственной продукции. Для дальнейшего развития инфраструктуры необходима увязка схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях с перспективами жилой застройки и развития населенного пункта.


Проблемным является не только вопрос обеспечения территориального размещения нестационарных торговых объектов, но и качественного состояния мелкорозничной сети в крае. Нестационарные объекты не полностью отвечают современным требованиям и потребностям населения. Архитектурный облик многих из них устарел, фасады павильонов и киосков давно требуют реконструкции, прилегающие территории - благоустройства. Особенно проблема внешнего вида актуальна для сельских территорий и малых городов края. В этой связи важным направлением на местном уровне в развитии нестационарной торговой сети является выработка единой концепции внешнего облика нестационарных объектов на территории конкретного муниципального образования, что даст для предпринимателей новые векторы к долгосрочному развитию бизнеса, а малоформатные торговые объекты станут более востребованы у населения. В этой связи одной из задач в рассматриваемой перспективе является совершенствование материально-технической базы мелкорозничной торговой сети на основе реконструкции существующих киосков и павильонов, имеющих ненадлежащее техническое и санитарное состояние, включая отдаленные районы массовой жилой застройки, а также развитие малых форматов торговли, отвечающих современным требованиям, в т.ч. торговых галерей, с учетом региональной практики.


Приоритетными направлениями в развитии нестационарных торговых объектов на период до 2025 года являются выполнение нормативов обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами в муниципальных образованиях, модернизация инфраструктуры нестационарной торговли с учетом современных требований.


К основным мероприятиям, направленным на развитие нестационарной торговли относятся:


совершенствование на региональном и муниципальном уровнях нормативного правового регулирования сектора нестационарной торговли, в том числе мобильной, с учетом изменений федерального законодательства;


планирование развития объектов нестационарной сети в схемах размещения нестационарных торговых объектов с учетом потребностей населения и установленных нормативов минимальной обеспеченности;