Продвижение алтайской продукции на потребительском рынке является важной задачей органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления в условиях реализации государственной политики, направленной на содействие импортозамещению. Увеличение представленности местной продукции на региональном рынке позволяет органам исполнительной власти края также решать задачу повышения экономической доступности товаров для населения.
Представленность алтайской продукции в торговых организациях характеризуется, в том числе, долей местных товаров в ассортименте магазинов городов края. По итогам 2016 года она составила 64%, увеличившись в сравнении с 2010 годом на 3 процентных пункта.
В условиях активного расширения деятельности торговых сетей в Алтайском крае вопросы увеличения представленности товаров местного производства на потребительском рынке остаются наиболее актуальными. В целях продвижения продукции местных производителей органами исполнительной власти края проводятся круглые столы, рабочие встречи с участием представителей служб закупки федеральных, межрегиональных и региональных торговых сетей с алтайскими товаропроизводителями, реализуются мероприятия по выделению местных товаров на полках магазинов с помощью дополнительных аншлагов.
Чтобы правильно ориентировать и продемонстрировать потребителям преимущества местных товаров используется практика проведения совместных рекламных кампаний: акции, продажа товаров с дегустацией продуктов питания в торговых объектах сетей.
На территории Алтайского края доля товаров местного производства в объеме продаж крупнейших сетевых игроков региона на сегодняшний день составляет 42%. Всего в объектах крупных ритейлеров, расположенных в Алтайском крае, представлено свыше 200 местных производителей. Кроме того, более 120 алтайских предприятий через объекты сетевых торговых компаний имеют возможность поставлять свою продукцию за пределы края, в соседние сибирские регионы.
В крае активно развивается фирменная торговля местных производителей пищевой продукции, нацеленная на реализацию свежих продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Количество фирменных торговых объектов за период наблюдения (2014 - 2016 гг.) приросло на 31,6% и достигло 682 магазинов (отделов), представленных 162 товаропроизводителями.
Интерес потребителей к данному формату торговли обеспечивается не только приемлемой ценовой политикой, но и гарантией ее качества за счет прямой поставки от производителя, а также максимальной представленностью ассортимента конкретного предприятия. Оптимальным такой канал распределения является для предприятий, производящих скоропортящиеся продукты питания - наибольшее количество фирменных предприятий специализируются на продаже мяса и мясопродуктов, хлебобулочных изделий, молочной и овощной продукции. Часто ассортимент объектов фирменной торговли перерабатывающих предприятий расширяется за счет фермерских продуктов.
В определенной степени к объектам фирменной торговли можно отнести магазины организаций потребительской кооперации, где в широком ассортименте представлена продукция собственного производства: хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные, кондитерские изделия, рыбная продукция, консервы, полуфабрикаты, кулинарная продукция. При этом традиционно в собственном производстве используется дикорастущее сырье, закупаемое у населения. Только за 2016 год в ходе заготовительной компании закуплено 65 тонн дикорастущих плодов, папоротника, грибов, 11 тонн лекарственных растений. Увеличение объемов заготавливаемого сырья сдерживается проблемой его реализации, решение которой возможно через организацию этапа переработки. Создание малых перерабатывающих производств, осуществляющих подготовку продукта к розничной реализации (фасовка, маркировка, штрихкодирование), позволит расширить географию поставок по краю и за его пределами, в том числе с участием торговых сетей.
Особенностью производственной сферы региона является значительная доля небольших производств. У таких предприятий, как правило, недостаточно собственных средств для развития фирменной торговой сети, кроме того, они не всегда готовы работать с сетевыми форматами торговли, предъявляющими повышенные требования к системе логистики, формам продвижения продукции и упаковке. Поэтому важным каналом сбыта продукции малых и средних производителей потребительских товаров являются малые и средние торговые предприятия, в первую очередь нестационарные, мобильные и рыночно-ярмарочные форматы торговли.
Рыночные и ярмарочные формы торговли являются наиболее доступным каналом продвижения и сбыта собственной продукции для сельхозпроизводителей, малых пищевых производств и крестьянско-фермерских хозяйств. Популяризации и расширению продаж местных товаров способствует проведение специализированных и тематических выставочно-ярмарочных мероприятий. Кроме того, активное развитие в последние годы получил формат ярмарок "выходного дня", где население имеет возможность приобрести широкий ассортимент продуктов питания местного производства напрямую от товаропроизводителя. Данный канал реализации используют более 150 местных товаропроизводителей.
Действенным способом продвижения товара и прямой дистрибуции для производителей продовольствия являются нестационарные торговые объекты. В крае насчитывается более 500 нестационарных объектов (павильоны, киоски, палатки, прилавки, мобильные торговые объекты и др.), в которых местными товаропроизводителями организованы прямые продажи своей продукции, а именно реализация мясной и молочной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий, яиц куриных, овощей, мороженого и иной продукции. Всего свыше 300 товаропроизводителей и хозяйств различных категорий осуществляют сбыт своей продукции через нестационарную сеть.
С учетом рекомендаций Минпромторга России, в целях продвижения на потребительский рынок продукции отечественного производства приоритетным направлением является развитие многоформатной торговли. Соответственно мероприятия по продвижению товаров местных производителей на уровне органов власти определяются с учетом многоканальности сбыта.
Основными мероприятиями в области продвижения продукции местных производителей являются:
мониторинг объемов реализации алтайских продовольственных товаров в крупных торговых сетях края;