В Алтайском крае действует развитая стационарная розничная сеть, снабжающая население широким ассортиментом товаров и обеспечивающая производителям гарантированный сбыт продукции.
В последние годы стационарная торговля развивалась интенсивными темпами. За период 2011 - 2016 годов в эксплуатацию введено свыше 929 тыс. кв. м торговых площадей, в том числе в формате современных торговых центров и досугово-развлекательных комплексов, подчиненных единой концепции и ориентированных на комплексность предоставляемых услуг. За рассматриваемый период построено 19 крупных торговых объектов общей площадью свыше 550 тыс. кв. м. В результате торговая инфраструктура в значительной степени обновилась, произошли качественные ее изменения за счет открытия торговых объектов современных форматов.
Социально-экономическую эффективность стационарной торговли невозможно недооценить, поскольку в данном сегменте обеспечиваются комфортные условия покупателям для отбора и приобретения товара. По данным статистики в обороте розничной торговли края 97,7% формируется торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, которая насчитывает порядка 14,6 тыс. розничных объектов. При этом в муниципальных районах преобладают малоформатные объекты, о чем свидетельствует отношение их количества (62% от общего количества) к объему торговых площадей (28% от общего объема торговых площадей). За 2011 - 2016 годы в сельских территориях открылось 1504 магазина, в результате количество торговых объектов в муниципальных районах края превысило 9 тыс. единиц. Вместе с этим введение современных форм администрирования торговли, в частности онлайн-касс, ЕГАИС, электронных ветеринарных сертификатов создает дополнительные сложности в работе малого торгового бизнеса, что обусловлено отсутствием необходимых трудовых ресурсов и финансовых средств на их исполнение.
Значительный вклад в обеспечение товарами сельских жителей вносят организации потребительской кооперации. Всего в системе Алтайского Крайпотребсоюза работает 1270 объектов торговли. В условиях низкого платежеспособного спроса сельского населения и высоких издержек на содержание организации потребительской кооперации сохраняют более 100 убыточных магазинов в отдаленных и малочисленных селах. В системе объектов потребкооперации проводится работа по внедрению современных форм торгового обслуживания. В настоящее время 530 магазинов оборудованы терминалами безналичного расчета, в 282 магазинах используется самообслуживание. Вместе с этим, фактором, сдерживающим установление торговых терминалов, является высокая стоимость услуг эквайринга, ввиду низкой конкуренции в сфере банковских услуг на селе. Кроме того, для повышения эффективности торговых процессов и сокращения издержек целесообразно объединение организаций потребительской кооперации для совместных закупок продукции у поставщиков, позволяющих закупать товары по конкурентной цене. В целях осовременивания и узнаваемости инфраструктуры системы потребительской кооперации целесообразно обновление материально-технической базы объектов торговли, а также разработка и использование единых дизайнерских решений в оформлении объектов.
Несмотря на сложности в развитии малых торговых форматов на селе, на сегодняшний день фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов превысила нормативное значение во всех муниципальных районах края. В определенной степени этому способствовали мероприятия по развитию предпринимательства на селе, реализуемые в рамках государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы. С начала реализации программы оказана государственная поддержка 294 субъектам малого и среднего бизнеса торговой сферы сельских территорий на сумму 157,6 млн рублей.
К особенностям регионального розничного рынка можно отнести активное расширение сетевой торговли, использующей прогрессивные формы обслуживания. С учетом локальных сетей в крае насчитывается более 900 сетевых компаний, на долю которых по итогам 2016 года приходится 31,9% от общего объема оборота розничной торговли, что соответствует 27 месту в рейтинге регионов Российской Федерации и 5 месту в рейтинге регионов Сибири. При этом в крае активно функционируют не только региональные и локальные, но и крупнейшие международные и федеральные сетевые компании, используя современные технологии обслуживания и создавая взаимную конкуренцию. В перспективе ожидается общее снижение темпов развития сетевой торговли. Вместе с этим, развитие локальных сетей возможно за счет расширения инфраструктуры местного значения, в первую очередь в сельских поселениях. В этой связи, целесообразно создание межрайонных логистических центров, обеспечивающих мелкооптовые поставки товаров повседневного ассортимента для субъектов малого и среднего бизнеса сферы торговли.
Помимо сетевой торговли широкое распространение получили крупноформатные современные торгово-развлекательные центры, предлагающие посетителям определенный пул торговых компаний, крупного якорного продовольственного арендатора, необходимый спектр бытовых услуг, зоны фудкорта, фитнес-залы, а также разнообразные развлечения для всей семьи: кинозалы, детские аттракционы, минизоопарки, игровые зоны. Учитывая, что в основном торговые центры такого формата сосредоточены на территории краевой столицы, в данном сегменте отмечается высокий уровень конкуренции, а также сложности с заполняемостью арендаторами. В этой связи целесообразно развитие подобных форматов в других городах края при условии адекватного уменьшения площадей и сохранения основных сервисных и развлекательных услуг.
Развитие современных торговых форматов, особенно в местах сложившейся жилищной застройки, приводит к нерентабельности деятельности расположенных на близлежащей территории малых торговых объектов, вплоть до их закрытия. Для сохранения инфраструктуры малого торгового бизнеса на уровне городских округов и поселений целесообразно обеспечить использование рациональных градостроительных подходов, учитывающих радиусы обслуживания населения объектами торговли, расположенными в жилой застройке.
Также при освоении новых земельных участков в соответствии с документами территориального планирования необходима разработка в границах квартала (микрорайона) проектов планировки территорий, определяющих очередность их развития, границы зон планируемого размещения объектов торговли местного значения в расчете на 1 тыс. жителей.
В результате активных инфраструктурных изменений в течение последних трех лет обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов в крае достигла 919 кв. м на 1 тысячу жителей и превысила нормативное значение (479 кв. м / 1000 чел.) в 1,9 раза.
Вместе с тем, в отдельных территориях края обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов по продаже непродовольственных товаров сохраняется на уровне ниже установленного нормативного значения:
Наименование муниципального образования | Обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов по продаже непродовольственных товаров, кв. м на 1000 жителей | % выполнения | |
нормативное значение | фактическое значение | ||
Бийский район | 258 | 235 | 91 |
Заринский район | 133 | 86 | 65 |
Калманский район | 198 | 178 | 90 |
Косихинский район | 209 | 136 | 65 |
Кытмановский район | 211 | 169 | 80 |
Новичихинский район | 289 | 267 | 92 |
Первомайский район | 237 | 136 | 57 |
Рубцовский район | 163 | 85 | 52 |
Солтонский район | 227 | 212 | 93 |
Табунский район | 221 | 198 | 90 |
г. Яровое | 292 | 281 | 96 |
С учетом введения в 2016 году на федеральном уровне новых подходов к установлению нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов, в регионе определены нормативные показатели по объектам местного значения. При этом к торговым объектам местного значения относятся магазины и торговые павильоны по продаже продовольственных товаров и смешанного ассортимента площадью до 300 кв. метров. Невыполнение утвержденного минимума фиксируется в 4 городских округах (Белокуриха, Заринск, Новоалтайск, ЗАТО Сибирский) и 200 поселениях Алтайского края, в состав которых входит 30% сел Алтайского края.
Кроме того, на территории края насчитывается 295 поселений, где не представлены объекты стационарной торговли, в том числе 187 поселений, жители которых в отсутствие стационарной торговли не обеспечены никакими другими формами торгового обслуживания. При этом основной причиной ограниченного доступа населения таких сел к услугам торговли является экономическая убыточность торгового бизнеса ввиду малого спроса и высокого уровня материальных издержек на его осуществление.