Действующий

Об утверждении Концепции развития торговли и услуг в Алтайском крае на период до 2025 года (с изменениями на 18 ноября 2020 года)



4.1. Стационарная торговля


В Алтайском крае действует развитая стационарная розничная сеть, снабжающая население широким ассортиментом товаров и обеспечивающая производителям гарантированный сбыт продукции.


В последние годы стационарная торговля развивалась интенсивными темпами. За период 2011 - 2016 годов в эксплуатацию введено свыше 929 тыс. кв. м торговых площадей, в том числе в формате современных торговых центров и досугово-развлекательных комплексов, подчиненных единой концепции и ориентированных на комплексность предоставляемых услуг. За рассматриваемый период построено 19 крупных торговых объектов общей площадью свыше 550 тыс. кв. м. В результате торговая инфраструктура в значительной степени обновилась, произошли качественные ее изменения за счет открытия торговых объектов современных форматов.


Социально-экономическую эффективность стационарной торговли невозможно недооценить, поскольку в данном сегменте обеспечиваются комфортные условия покупателям для отбора и приобретения товара. По данным статистики в обороте розничной торговли края 97,7% формируется торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, которая насчитывает порядка 14,6 тыс. розничных объектов. При этом в муниципальных районах преобладают малоформатные объекты, о чем свидетельствует отношение их количества (62% от общего количества) к объему торговых площадей (28% от общего объема торговых площадей). За 2011 - 2016 годы в сельских территориях открылось 1504 магазина, в результате количество торговых объектов в муниципальных районах края превысило 9 тыс. единиц. Вместе с этим введение современных форм администрирования торговли, в частности онлайн-касс, ЕГАИС, электронных ветеринарных сертификатов создает дополнительные сложности в работе малого торгового бизнеса, что обусловлено отсутствием необходимых трудовых ресурсов и финансовых средств на их исполнение.


Значительный вклад в обеспечение товарами сельских жителей вносят организации потребительской кооперации. Всего в системе Алтайского Крайпотребсоюза работает 1270 объектов торговли. В условиях низкого платежеспособного спроса сельского населения и высоких издержек на содержание организации потребительской кооперации сохраняют более 100 убыточных магазинов в отдаленных и малочисленных селах. В системе объектов потребкооперации проводится работа по внедрению современных форм торгового обслуживания. В настоящее время 530 магазинов оборудованы терминалами безналичного расчета, в 282 магазинах используется самообслуживание. Вместе с этим, фактором, сдерживающим установление торговых терминалов, является высокая стоимость услуг эквайринга, ввиду низкой конкуренции в сфере банковских услуг на селе. Кроме того, для повышения эффективности торговых процессов и сокращения издержек целесообразно объединение организаций потребительской кооперации для совместных закупок продукции у поставщиков, позволяющих закупать товары по конкурентной цене. В целях осовременивания и узнаваемости инфраструктуры системы потребительской кооперации целесообразно обновление материально-технической базы объектов торговли, а также разработка и использование единых дизайнерских решений в оформлении объектов.


Несмотря на сложности в развитии малых торговых форматов на селе, на сегодняшний день фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов превысила нормативное значение во всех муниципальных районах края. В определенной степени этому способствовали мероприятия по развитию предпринимательства на селе, реализуемые в рамках государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы. С начала реализации программы оказана государственная поддержка 294 субъектам малого и среднего бизнеса торговой сферы сельских территорий на сумму 157,6 млн рублей.


К особенностям регионального розничного рынка можно отнести активное расширение сетевой торговли, использующей прогрессивные формы обслуживания. С учетом локальных сетей в крае насчитывается более 900 сетевых компаний, на долю которых по итогам 2016 года приходится 31,9% от общего объема оборота розничной торговли, что соответствует 27 месту в рейтинге регионов Российской Федерации и 5 месту в рейтинге регионов Сибири. При этом в крае активно функционируют не только региональные и локальные, но и крупнейшие международные и федеральные сетевые компании, используя современные технологии обслуживания и создавая взаимную конкуренцию. В перспективе ожидается общее снижение темпов развития сетевой торговли. Вместе с этим, развитие локальных сетей возможно за счет расширения инфраструктуры местного значения, в первую очередь в сельских поселениях. В этой связи, целесообразно создание межрайонных логистических центров, обеспечивающих мелкооптовые поставки товаров повседневного ассортимента для субъектов малого и среднего бизнеса сферы торговли.


Помимо сетевой торговли широкое распространение получили крупноформатные современные торгово-развлекательные центры, предлагающие посетителям определенный пул торговых компаний, крупного якорного продовольственного арендатора, необходимый спектр бытовых услуг, зоны фудкорта, фитнес-залы, а также разнообразные развлечения для всей семьи: кинозалы, детские аттракционы, минизоопарки, игровые зоны. Учитывая, что в основном торговые центры такого формата сосредоточены на территории краевой столицы, в данном сегменте отмечается высокий уровень конкуренции, а также сложности с заполняемостью арендаторами. В этой связи целесообразно развитие подобных форматов в других городах края при условии адекватного уменьшения площадей и сохранения основных сервисных и развлекательных услуг.


Развитие современных торговых форматов, особенно в местах сложившейся жилищной застройки, приводит к нерентабельности деятельности расположенных на близлежащей территории малых торговых объектов, вплоть до их закрытия. Для сохранения инфраструктуры малого торгового бизнеса на уровне городских округов и поселений целесообразно обеспечить использование рациональных градостроительных подходов, учитывающих радиусы обслуживания населения объектами торговли, расположенными в жилой застройке.


Также при освоении новых земельных участков в соответствии с документами территориального планирования необходима разработка в границах квартала (микрорайона) проектов планировки территорий, определяющих очередность их развития, границы зон планируемого размещения объектов торговли местного значения в расчете на 1 тыс. жителей.


В результате активных инфраструктурных изменений в течение последних трех лет обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов в крае достигла 919 кв. м на 1 тысячу жителей и превысила нормативное значение (479 кв. м / 1000 чел.) в 1,9 раза.


Вместе с тем, в отдельных территориях края обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов по продаже непродовольственных товаров сохраняется на уровне ниже установленного нормативного значения:

Наименование муниципального образования

Обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов по продаже непродовольственных товаров, кв. м на 1000 жителей

% выполнения

нормативное значение

фактическое значение

Бийский район

258

235

91

Заринский район

133

86

65

Калманский район

198

178

90

Косихинский район

209

136

65

Кытмановский район

211

169

80

Новичихинский район

289

267

92

Первомайский район

237

136

57

Рубцовский район

163

85

52

Солтонский район

227

212

93

Табунский район

221

198

90

г. Яровое

292

281

96


С учетом введения в 2016 году на федеральном уровне новых подходов к установлению нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов, в регионе определены нормативные показатели по объектам местного значения. При этом к торговым объектам местного значения относятся магазины и торговые павильоны по продаже продовольственных товаров и смешанного ассортимента площадью до 300 кв. метров. Невыполнение утвержденного минимума фиксируется в 4 городских округах (Белокуриха, Заринск, Новоалтайск, ЗАТО Сибирский) и 200 поселениях Алтайского края, в состав которых входит 30% сел Алтайского края.


Кроме того, на территории края насчитывается 295 поселений, где не представлены объекты стационарной торговли, в том числе 187 поселений, жители которых в отсутствие стационарной торговли не обеспечены никакими другими формами торгового обслуживания. При этом основной причиной ограниченного доступа населения таких сел к услугам торговли является экономическая убыточность торгового бизнеса ввиду малого спроса и высокого уровня материальных издержек на его осуществление.