Действующий

Об утверждении Концепции развития торговли и услуг в Алтайском крае на период до 2025 года (с изменениями на 18 ноября 2020 года)



4.3. Рыночная и ярмарочная торговля


Общероссийская тенденция сокращения количества розничных рынков отмечается и в Алтайском крае. При этом объекты рыночной торговли, отказавшиеся от статуса рынка, перешли в форматы иных торговых объектов. Как следствие - снижение доли продаж на рынках и ярмарках в региональном розничном товарообороте с 10,9% в 2011 году до 2,3% в 2016 году. На сегодняшний день сеть рыночных объектов торговли в крае включает 22 розничных рынка, в том числе 5 сельскохозяйственных, 1 продовольственный, 1 специализированный. Общее количество торговых мест на рынках составляет 2,9 тыс. единиц, из которых 1,8 тыс. мест (более 60%) предназначены для реализации продовольственных товаров. Более 300 торговых мест (16,5% от общего количества мест по реализации продовольственных товаров) предоставляются местным товаропроизводителям для реализации собственной продукции, и лицам, ведущим личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством и огородничеством. В результате обеспеченность населения площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках, в целом по краю соответствует нормативной - 0,7 места на 1000 человек. Вместе с тем территориально розничные рынки в крае представлены лишь в 14 муниципальных образованиях.


Основными причинами отказа от рыночного статуса и перехода в формат торговых центров или ярмарок является жесткая регламентация деятельности рынков федеральным законодательством. Для развития рыночной торговли необходимо изменение законодательства в части упрощения требований к организации розничных рынков, снижения административной ответственности управляющих рынками компаний. Кроме того, негативно на сохранении и развитии рыночной торговли отражается ограничение реализации алкогольной продукции на территории розничных рынков. В этой связи планируемое на федеральном уровне совершенствование регуляторной среды окажет стимулирующее воздействие на развитие рыночных форм торговли, даст необходимую поддержку малому предпринимательству торговой сферы.


Вместе с этим, несмотря на существующие ограничения, формат розничных рынков в крае развивается в части повышения качества оказываемых на них услуг. На ремонт, реконструкцию зданий, установку нового оборудования, благоустройство прилегающих к розничным рынкам территорий управляющими компаниями в 2015 году направлено более 24 млн руб., в 2016 - 18 млн руб.


Важную роль в обеспечении экономической доступности товаров для населения и сдерживании роста цен на региональном потребительском рынке занимают ярмарочные мероприятия. В крае организовано 160 торговых площадок для проведения ярмарок, из которых 60% организовано в сельских территориях. Вместе с этим требуют внимания вопросы упорядочения деятельности многих ярмарочных площадок в части соблюдения требований нормативных правовых актов к организации ярмарок и благоустройства. Также развитие ярмарок должно обеспечиваться за счет организации площадок в территориях, где ярмарочная торговля на сегодняшний день отсутствует, а это четвертая часть муниципальных районов края.


В последние годы наметилась тенденция расширения сети стационарных ярмарочных объектов, оснащенных современным торговым и холодильным оборудованием, ветеринарными лабораториями. В частности, введены в эксплуатацию ярмарочные площадки в городах Барнаул, Рубцовск, Новоалтайск общей площадью свыше 13 тыс. кв. м. На сегодняшний день в крае в стационарных условиях осуществляют деятельность 14% всех действующих ярмарочных площадок.


Также к современным тенденциям можно отнести создание специализированных площадок по реализации продовольственных товаров фермерских хозяйств и малых перерабатывающих предприятий в торговых центрах. Такая практика уже реализуется в г. Барнауле.


В настоящее время отмечается востребованность у потребителя ярмарочных мероприятий, проводимых в формате "выходного дня", где население имеет возможность приобрести широкий ассортимент продуктов питания местного производства напрямую от товаропроизводителя. За последние 3 года количество ярмарок "выходного дня" в крае увеличилось более чем на 22% и в 2016 году достигло 1972 мероприятий. Вместе с этим практика проведения ярмарок "выходного дня" используется только в 40% территорий края (по муниципальным районам данный показатель ниже - лишь в 30% сельских территорий проводятся ярмарки "выходного дня"). Дальнейшее развитие ярмарочной торговли позволит обеспечить население свежими продуктами питания по ценам ниже, чем в стационарной розничной сети.


Развитие рыночной и ярмарочной торговли, а также повышение качества услуг, оказываемых на рынках и ярмарках, относится к приоритетным направлениям развития потребительского рынка в крае на период до 2025 года.


К основным мероприятиям в сфере рыночной и ярмарочной торговли относятся:


проведение работы по выделению муниципальными образованиями земельных участков (мест) для организации розничных рынков и ярмарок;


упорядочение деятельности ярмарочных площадок в части соблюдения требований нормативных правовых актов, регламентирующих их организацию;


модернизация действующих объектов рыночной торговли;


расширение рыночно-ярмарочных форм торговли в рамках действующего законодательства за счет:


упрощения требований к их организации и проведению;