Действующий

Об утверждении Концепции развития торговли и услуг в Алтайском крае на период до 2025 года (с изменениями на 18 ноября 2020 года)



4.4. Интернет-торговля


Электронная коммерция является сегодня одним из ключевых драйверов развития всей торговой отрасли. Интернет с точки зрения продвижения товаров и услуг обладает широкими потенциальными возможностями и преимуществами. В частности, современные технологии, в первую очередь доступные к внедрению на онлайн-площадках, позволяют сформировать индивидуальное предложение для потребителя - одно из главных направлений развития современной розничной торговли. В этой связи традиционные ритейлеры совмещают онлайн- и офлайн- торговлю, создавая единый интегрированный канал и предоставляя покупателям максимально широкий спектр возможностей. В Алтайском крае данный сегмент в основном представлен международными и федеральными компаниями. Из региональных компаний, успешно соединяющих традиционные продажи с электронной коммерцией, можно выделить торговую сеть Новэкс, осуществляющую деятельность в сегменте FMCG (товары повседневного спроса).


Самыми популярными товарными категориями в сети Интернет являются "электроника и бытовая техника", "одежда и обувь", а также "товары для авто" и "детские товары". Учитывая специфику Алтайского края как аграрного региона, важная тенденция местного рынка электронной коммерции - развитие фермерских интернет-магазинов. Благодаря возрастающему спросу на натуральные продукты фермеры получили новый прямой канал сбыта своей продукции. Прямая торговля от производителя к потребителю, выстраивание локальных цепочек снабжение продовольствием является эффективным механизмом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, что особенно важно в условиях импортозамещения. Сегодня в крае функционируют интернет ресурсы по доставке и реализации продуктов питания, произведенных в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах сельских районов края (интернет-магазины: "Еда рядом", "Ферма22"). Вместе с тем, развивая деятельность в данном сегменте электронной коммерции, предприниматели сталкиваются с рядом трудностей, среди которых сложности с оформлением малыми фермерскими хозяйствами (поставщиками) документации, подтверждающей качество и безопасность продукции, высокие транспортные расходы ввиду удаленности поставщиков от потребителей, и, соответственно, высокая стоимость товаров.


Основными предпосылками роста Интернет-торговли являются проникновение Интернета, а также доступность сделок в глобальной сети, широкий ассортимент товаров, активное развитие мобильных устройств, систем электронных платежей.


По итогам 2016 года оборот региональных интернет-площадок превысил 650 млн рублей. Вместе с тем, в общем розничном товарообороте края доля интернет-продаж мала и составляет 0,2% всего оборота розничной торговли Алтайского края. Тем не менее, отмечается динамичный рост сегмента: за последние четыре года оборот электронной коммерции в крае увеличился в 7,8 раз. Количество региональных торговых интернет-площадок превышает 150 ед. Кроме того, говоря о развитии электронной коммерции в Алтайском крае стоит учитывать активное распространение в регионе федеральных и международных компаний (в том числе трансграничная торговля).


Несмотря на активное развитие электронной коммерции, существует ряд сдерживающих факторов. На федеральном уровне это, в первую очередь, законодательство, которое не учитывает современную практику. Как следствие, появляются неравные конкурентные условия, в частности, в отличие от российских интернет-магазинов иностранные не обязаны уплачивать НДС, что приводит к увеличению стоимости реализуемых товаров.


Одним из определяющих инфраструктурных моментов развития электронной торговли является состояние логистики. По итогам 2016 года 62% заказанных товаров всех интернет магазинов и компаний дистанционной торговли (как отечественных, так и зарубежных) в РФ доставляется через Почту России. Среди альтернативных способов доставки - курьерская служба, пункты выдачи заказов (включая автоматизированные почтовые терминалы), кроме того покупки доставляются в собственные офлайн-магазины или магазины-партнеры. Также, сегодня существуют предложения для интернет-магазинов, позволяющие полностью делегировать организацию движения товаров от поставщика, хранение на складе и перемещение со склада к покупателю ("последняя миля до клиента") сторонним организациям (фулфилмент).


Учитывая особенности регионального рынка Интернет-торговли, в основном представленного малыми формами, наиболее сложно краевым интернет-магазинам организовать доставку товара до покупателя. Несмотря на доступность различных форм доставки на территории Алтайского края, каждая имеет недостатки использования. У курьерской доставки - это ограниченность возможности малых компаний содержать в штате своих курьеров, при пользовании услугами сторонних специализированных курьерских организаций - возникновение трудностей с контролем их деятельности, а также оплатой и возвратом товаров. Для потребителя это в первую очередь высокая стоимость доставки, необходимость ожидать курьера, подстраиваться под рабочее время курьерских служб, пускать в дом чужого человека. Доставка Почтой России - это длительный срок доставки, сложность оформления процедуры возврата. Самовывоз (из магазинов, а также пунктов выдачи заказов) - неудобство расположения и/или режима работы пункта выдачи для потребителей, для интернет-магазина - больший, по сравнению с курьерской доставкой, процент заказов, которые так и не были выкуплены.


Среди потенциальных точек роста объемов продаж региональных торговых интернет-площадок кроме развития логистической инфраструктуры:


формирование делового имиджа региональных компаний для выхода на внешние рынки сбыта, маркетинговое продвижение, в том числе формирование многоканальности предложения.


Перспективы электронной коммерции в крае неразрывно связаны с инфраструктурным развитием рынка информационно-телекоммуникационных услуг (телефонии, телерадиовещания, почтовых услуг, доступа к Интернету, каналов связи) посредством реализации Концепции развития отрасли связи в Алтайском крае на 2016 - 2020 годы. Также в рамках расширения покрытия высокоскоростным Интернетом в Алтайском крае осуществляется координация реализации федерального проекта "Устранение цифрового неравенства" до 2018 планируется подключить 257 населенных пунктов численностью от 250 до 500 человек, что также будет способствовать расширению электронной торговли в регионе.


В определенной степени развитию онлайн-ритейла будет способствовать принятие разработанного Минфином России законопроекта, регулирующего вопросы осуществления розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Общероссийские векторы развития сферы Интернет-торговли определены Стратегией развития электронной торговли в Российской Федерации на 2017 - 2018 годы и на период до 2025 года, проект которой разработан Минпромторгом России. К приоритетным направлениям расширения Интернет-торговли в крае можно отнести развитие в соответствии с российскими и мировыми тенденциями, в числе которых увеличение доли интернет-продаж через товарные агрегаторы и мобильные приложения, совершенствование логистики.


Основными мероприятиями в области развития сегмента Интернет-торговли являются:


мониторинг и оценка состояния Интернет-торговли края;