N п/п | Наименование показателя | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2016 к 2010 |
1. | Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млрд руб. | 218,1 | 254,1 | 282,8 | 306,5 | 321,2 | 326,9 | X |
2. | ИФО <2> оборота розничной торговли (к соответствующему периоду предыдущего года), % | 113 | 110,8 | 104,4 | 100,1 | 90,6 | 94,8 | 112,4 |
3. | Место в рейтинге регионов СФО <3> по показателю из п. 2 | 3 | 3 | 5 | 6 | 6 | 6 | X |
4. | Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млрд руб. | 6.0 | 6,6 | 7,3 | 8,0 | 8,7 | 9,1 | X |
5. | ИФО оборота общественного питания (к соответствующему периоду предыдущего года), % | 108.1 | 106,4 | 101,8 | 100 | 94,8 | 98,3 | 109,1 |
6. | Место в рейтинге регионов СФО по показателю из п. 5 | 4 | 8 | 5 | 9 | 6 | 7 | X |
7. | Объем бытовых услуг населению, млрд руб. | 7,3 | 7,9 | 8,9 | 9,7 | 10,3 | 9,2 | X |
8. | ИФО бытовых услуг населению (к соответствующему периоду предыдущего года), % | 101,5 | 100,4 | 100,5 | 99 | 96,6 | 83,7 | 82 |
9. | Место в рейтинге регионов СФО по показателю из п. 8 | 5 - 6 | 9 | 10 | 8 | 7 | 12 | X |
________________
<2> ИФО - индекс физического объема.
<3> Рейтинг составлен от наибольшего значения показателя (1 место) к наименьшему (12 место).
В настоящее время развитая региональная товаропроводящая инфраструктура, включающая стационарные и нестационарные торговые объекты, розничные рынки и ярмарочные площадки, обеспечивает потребности свыше 2365 тыс. жителей Алтайского края. Наличие торговых площадей разнообразных форматов характеризует географическую доступность товаров для населения, а также разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителям.
Главная тенденция развития региональной торговли последних лет связана с переходом от независимых магазинов к сетевым структурам, которые, с одной стороны, демонстрируют более высокую эффективность за счет масштабов своей деятельности, с другой стороны, в отдельных случаях становятся препятствием в развитии несетевых торговых форматов.
Развитие торговых сетей способствовало созданию для жителей региона новых рабочих мест, обеспеченных необходимыми социальными гарантиями. Преимущества крупной сетевой торговли в виде больших объемов закупок, строительства собственных распределительных (логистических) центров, внедрения современных форм обслуживания и автоматизации системы товародвижения обеспечили рост производительности труда в отрасли. Так, в 2016 году региональный оборот розничной торговли, приходящийся на одно рабочее место в отрасли, в сравнении с аналогичным показателем 2010 года вырос на 75% (4,3 млн руб. против 2,4 млн руб.). В сопоставимых ценах можно говорить о росте производительности труда в отрасли на 9%. Повышение производительности труда отразилось на уровне заработной платы работников сферы торговли в крае, размер которой за период 2011 - 2016 годы увеличился с 9033 руб. до 17580 руб. или на 21% в сопоставимых ценах.
За период 2011 - 2016 годов инвестиционные вложения крупных и средних организаций торговли превысили 13 млрд руб. Вместе с тем, инвестиционная активность распределяется по территории края неравномерно и зависит от концентрации покупательного спроса и состояния транспортно-логистической инфраструктуры. В этой связи в ряде сельских территорий отмечается недостаток торговых площадей, в первую очередь, предназначенных для реализации непродовольственных товаров, а также дефицит торговых объектов в удаленных, труднодоступных и малочисленных селах.
Развитие услуг (общественного питания и бытовых услуг) в отличие от торговли обусловлено спросом населения в большей степени - поскольку они не относятся к услугам первой необходимости, потребность в них может удовлетворяться и в домашних условиях. В связи с этим региональные тенденции развития сферы услуг направлены на создание разнообразных современных форматов с широким спектром качественных услуг по доступным ценам в пределах территориальной доступности и по месту требования.
В настоящее время индустрия питания в крае представляет собой многообразие форматов с различным уровнем обслуживания, качеством продукции и используемого оборудования. За счет реализации инвестиционных проектов в 2011 - 2016 годах построено и реконструировано 986 объектов питания на 33236 посадочных мест. В городских округах в рассматриваемом периоде отмечается тенденция развития предприятий быстрого обслуживания различных форматов (рестораны, кафе, закусочные). В сельских районах края при сокращении сети столовых, увеличилось количество общедоступных форматов (кафе и баров). При этом следует отметить неравномерность размещения предприятий общественного питания по различным территориям края, наблюдается недостаток объектов сферы в отдельных муниципальных районах края и городских округах.
Бытовые услуги населению края оказывают 9187 объектов различных форм и форматов, направленных на удовлетворение потребностей населения. Особенностью сегмента является преобладание в нем хозяйствующих субъектов малого бизнеса (порядка 81% в региональной структуре), что обусловлено ориентацией услуг на локальные рынки. В 2011 - 2016 годах оказано бытовых услуг населению на сумму свыше 53 млрд руб. Вместе с тем прослеживается ежегодная тенденция сокращения инфраструктуры: в анализируемом периоде количество объектов бытового обслуживания уменьшилось на 11,8%. Отмечается неравномерность распределения объектов в территориях края, в некоторых сельских районах отсутствуют предприятия, оказывающие некоторые виды социально значимые бытовые услуги.
Стимулирование развития сфер общественного питания и бытового обслуживания населения осуществлялось в рамках государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014 - 2020 годы. Также проекты предприятий отрасли получали финансовую поддержку в рамках предоставления грантов Губернатора Алтайского края в номинациях "Женское предпринимательство", "Сельское предпринимательство", "Гастрономическая уникальность". За 2014 - 2016 годы государственная финансовая поддержка оказана 163 хозяйствующим субъектам, в том числе 76 субъектам сельских территорий, на общую сумму 135,2 млн руб.
В связи с развитием туристской индустрии в Алтайском крае современный облик приобретает сфера дорожных услуг, возрастает потребность в современных объектах дорожного сервиса с качественно другим уровнем обслуживания и большим набором предоставляемых сервисов.
Вследствие этого дорожная сфера края активно развивалась и на сегодня в ее структуру входят: 350 автозаправочных станций, 148 предприятий общественного питания (на 5,5 тыс. посадочных мест), 125 торговых объектов, 28 гостиниц (на 425 койко-мест), 82 станции технического обслуживания и шиномонтажных мастерских, 12 пунктов моек автомобилей, а также стоянки и остановочные площадки, места сезонной торговли дикоросами, площадки для отдыха и др. Все объекты, расположенные на федеральных трассах включены в Генеральную схему размещения объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения.