Начиная с 2000-х годов, рост транспортных услуг в среднем в год в Российской Федерации составлял для пассажирских перевозок 6,7%, для грузовых - 3,8%, при ежегодном экономическом росте в среднем на 6,1%. Аналогичная пропорция роста транспортных услуг и экономического роста характерна и для города Белгорода.
Подвижность населения России в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах (10000 км на 1 гражданина), поскольку отсутствие опорной транспортной сети на всей территории страны препятствует развитию единого экономического пространства и росту личной мобилизации. Подвижность белгородцев превосходит среднероссийский показатель и имеет тенденцию за 10 лет существенного приблизится к европейскому уровню.
Город Белгород давно уже вышел за пределы исторического ядра, освоены новые территории вдоль планировочных осей. Высокий уровень освоенности территории и плотности населения районов, примыкающих к городу Белгороду, организующая административно-хозяйственная роль областного центра многочисленные и разнообразные связи Белгорода с окружающей территорией, а также интенсивное усадебное (коттеджное) строительство, в частности, районы индивидуального жилищного строительства "Разумное-54"; "Юго-Западный 2.1."; "Юго-Западный 2.2."; "Стрелецкое-73"; "Северный-20, 20а"; "Майский-8"; "Таврово-3"; "Таврово-10"; "Разумное-71"; "Разумное-22, 22-б", обуславливают изменение характера передвижения населения, основная часть которого тяготеет к Белгороду.
В будущем агломерационные процессы должны усиливаться, учитывая хорошую транспортную обеспеченность, наличие богатых природных ресурсов и дальнейшее развитие промышленности машиностроительной, строительных материалов, пищевой и других.
Гипотезой экономического развития Белгорода предполагается дальнейшее увеличение объемов маятниковых мигрантов в рамках агломерационных процессов.