В рамках исполнения пункта 12 перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N Пр-2346 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 по вопросу принятия мер, направленных на стимулирование развития сельскохозяйственной кооперации, приказа акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" от 31.01.2017 N 15 для обеспечения стабильного развития, расширения и интенсификации деятельности и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения возникла необходимость разработать дополнительные меры по государственной поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Целью государственной поддержки сельской кооперации должно стать повышение качества жизни сельского населения за счет широкого внедрения инноваций, позволяющего не только полностью обеспечить сельское население продовольствием собственного производства, повысить его занятость и доходы, но и превратить отечественных сельхозпроизводителей в главных поставщиков конкурентного продовольствия на региональные, национальные и мировые рынки.
Действуя на высококонкурентном рынке, сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением отдельных крупных вертикально интегрированных структур) получают в качестве выручки от реализации своей продукции лишь малую долю той цены, которую платит конечный потребитель. Прибыль, образовавшаяся на всех этапах переработки и реализации продукции, не поступает сельскохозяйственному товаропроизводителю, что негативно сказывается на возможности достижения целей и решения задач Госпрограммы.
Реальным способом устойчивого повышения доли производителя в конечной цене реализации его продукции является развитие перерабатывающей и сбытовой кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей. В соответствии с российским законодательством процесс кооперации граждан и субъектов предпринимательской деятельности осуществляется через создание юридических лиц - кооперативов. Кооперативы различных видов, создаваемые на сельских территориях, решают задачи обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения своих членов продукцией производственного и бытового назначения (потребительские общества), обеспечения занятости посредством совместного использования основных фондов (сельскохозяйственные производственные кооперативы). Таким образом, развитие всех видов сельской кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости на селе, повышения покупательной способности сельского населения и, в конечном счете, устойчивого развития сельских территорий.
В настоящее время в Республике Бурятия потребительская кооперация представлена системой сельскохозяйственных потребительских кооперативов и Бурятского республиканского союза потребительских обществ.
По данным Бурятстата на 01.01.2017 в Республике Бурятия зарегистрировано 87 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В 2016 году фактически осуществляли свою деятельность 54 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе перерабатывающих - 25, снабженческих-сбытовых - 19, кредитных - 10.
Численность членов кооператива на 1 января 2017 года составила 2603 единицы. Из общего числа членов кооператива граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, составляют 93,2%; индивидуальные предприниматели - 1,3%; крестьянские (фермерские) хозяйства - 0,1%; юридические лица - 1,5%.
Потребительскими кооперативами в 2016 году отгружено товаров собственного производства и выполнено услуг собственными силами в действующих ценах больше на 10,4%, чем в 2015 году.
Перерабатывающими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в 2016 году закуплено сельскохозяйственного сырья для переработки: картофеля - 0,2 тонны, овощей - 1,4 тонны; скота и птицы в живой массе - 13,2 тонны; молока - 229 тонн. Произведено мяса - 2,1 тонны (снижение к уровню 2015 г. на 43,2%), полуфабрикатов мясных - 16,1 (снижение на 29,7%), цельномолочной продукции - 23,8 (снижение на 77,4%), сыров и творога - 17,1 тонны (снижение на 47,9%).
Снабженческо-сбытовыми кооперативами реализовано 8,5 тонны мяса и птицы и 1107,9 тонны молока, поступивших от граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Кредитными кооперативами предоставлено 1112 займов (в 2015 г. - 2200 займов), из них 99,8% договоров заключено с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Объем предоставленных займов по сравнению с 2015 годом уменьшился на 15,6% и составил 68,4 млн. рублей. Средний размер займа для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составил 60,8 тыс. рублей (в 2015 г. - 33,6 тыс. рублей), для крестьянских (фермерских) хозяйств - 786 тыс. рублей (121 тыс. рублей), сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 139 тыс. рублей (2238,3 тыс. рублей).
Начинающие кооператоры сталкиваются с рядом серьезных проблем, важнейшими из которых являются недостаток первоначального капитала, высокая стоимость привлеченных финансовых ресурсов. Создание и развитие кооператива требует от его членов мобилизации значительных материальных ресурсов, отсутствующих у сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей, либо привлечения заемных средств, что создает значительную нагрузку на будущих членов кооператива.
Отдельной проблемой является дефицит профессиональных кадров, основанных на практическом опыте консультационных услуг по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам; недостаток подготовки, дополнительного профессионального образования менеджеров и других работников кооперативов.
Без решения указанных проблем действующие в сельской местности кооперативы не смогут начать свою деятельность и выдержать конкуренцию с частным бизнесом и, с большой долей вероятности, не смогут начать или будут вынуждены прекратить свое существование. Существующие меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как показывает практика, не оказывают воздействия на темпы кооперативного строительства, поскольку применение данных мер не связано с участием сельскохозяйственного производителя в кооперативах, их капитализацией и ростом объема оказываемых услуг.