Потребительский рынок города Чита представлен предприятиями торговли, общественного питания, сферы обслуживания. На 01.01.2007 в реестре объектов потребительского рынка зарегистрирован 3981 объект, в том числе 2982 предприятия торговли, 392 предприятия общественного питания, 468 предприятий по оказанию услуг. Ежегодно наблюдается рост количества объектов потребительского рынка. За период 2004 - 2006 гг. прирост составил 831 ед., при этом увеличение числа торговых предприятий составило 27,4%, предприятий общепита - 19,5%, сферы услуг - 21,6%.
В 2006 г. оборот розничной торговли составил 30651,8 млн. руб., общественного питания - 1376,9 млн. руб., объем платных услуг населению - 7906,5 млн. руб., по сравнению с 2004 г. прирост оборота соответственно составил 12,7%, 29,7% и 20,7%.
В городе активно идет процесс внедрения прогрессивных форм торговли за счет переоборудования уже существующих и открытия новых предприятий торговли. Открылись крупные магазины "Эльдорадо", "Дочки-сыночки", "Самый Смак", "ЯР". Появились крупные сетевые предприятия: "Привоз", "Караван", "Люкс", "Триумф и Глория", "Домомаркет", "Купец". После реконструкции открыты супермаркеты "Садко-Диета", "Парус", "Северянка" и др. В современных предприятиях применяется метод продаж самообслуживание, реализация товаров осуществляется по дисконтным картам, проводятся рекламные акции по продаже товаров со скидкой, установлены автоматизированные системы учета товародвижения и электронной защиты товаров, учет и реализация товаров производится с помощью штрих-кодирования, рабочие места оборудованы компьютерной контрольно-кассовой техникой. Все эти меры способствуют легализации денежного оборота, созданию новых рабочих мест, внедрению новых современных форм обслуживания и насыщению рынка товарами, ликвидации дефицита и очередей, повышению культуры обслуживания.
Проблемы:
- наличие случаев торговли в не установленных для продажи местах;
- обеспечение качества и безопасности товаров и услуг в сфере неорганизованной торговли;
- дефицит объектов торговли и услуг по районам города Чита.
Потенциал:
- ежегодный рост количества объектов потребительского рынка;
- возможность выбора в зависимости от доходов населения;
- устойчивый спрос на предоставляемые услуги;
- активная работа органов местного самоуправления по повышению конкурентоспособности объектов потребительского рынка.