Город Чита занимает большую территорию и имеет сложную планировочную структуру с транспортными и инженерно-коммунальными сооружениями. В административных границах Читы закреплено 53400 га земель. Неиспользуемые земли составляют около 17%, однако наблюдается тенденция на снижение этого показателя в связи с вовлечением данных земель в хозяйственный оборот и, соответственно, их переводом в другие зоны.
Уменьшается площадь земель оборонного назначения в связи с реорганизацией и ликвидацией военных объектов на территории города и их передачей в муниципальную собственность.
Значительную долю составляют земли лесного фонда (более 24%) и земли сельскохозяйственного назначения (19,62%), причем их доля увеличивается. В то же время земли жилой и промышленной застройки и земли общего пользования составляют менее 1/5 части территории города.
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации приватизировано 1826 га городских земель (или 3,36% от общей территории города), в том числе: в собственности граждан - 1316 га, в собственности юридических лиц - 510 га.
Доходы от приватизации земельных ресурсов юридическими и физическими лицами увеличились по сравнению с 2004 г. в 3 раза. Данные анализа говорят о наличии стабильного спроса на земельные участки как со стороны граждан, так и со стороны юридических лиц.
До сих пор не решены вопросы по разграничению между муниципальной и государственной собственностью на землю. Из-за отсутствия такого разграничения возникают проблемы не только в управлении земельными ресурсами, в выполнении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, но и проблемы кадастрового учета и оценки, государственной регистрации прав, а также проблемы фискального характера (взимание арендной платы за землю, земельного налога, платы за приватизацию земли и т.д.).
В 2003 г. была проведена кадастровая оценка земли на территории города, и в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2006 исчисление земельного налога в бюджет города ведется от кадастровой оценки земли. Однако в 2007 г. будет проведена переоценка стоимости земель.
Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности по факту за 2004 г., составили 4760 тыс. руб., за 2006 г. - 37669 тыс. руб., темп роста 791%. Увеличение поступлений по данному источнику обусловлено значительным увеличением начальной цены объектов на аукционах по продаже муниципального имущества.
Доходы от сдачи муниципального имущества в аренду с 2004 г. выросли в 2 раза. Что обусловлено увеличением базовой тарифной ставки за 1 кв.м арендуемого имущества, проведением контрольной работы, по результатам которой погашена задолженность по исковым заявлениям.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий и учреждений. Исходя из вышеизложенного, перед органами местного самоуправления стоит задача в срок до 1 января 2009 г. определить список имущества, не соответствующего требованиям законодательства, и провести приватизацию и перепрофилирование данного имущества. Данные действия могут, с одной стороны, увеличить единовременные доходы бюджета от приватизации имущества, с другой стороны, значительно снизить объем муниципального имущества и его доходность в долгосрочной перспективе. Также необходимо в срок до 01.01.2009 определить перечень объектов муниципальной собственности, которые не должны быть приватизированы. Этот резерв муниципальной собственности должен служить в перспективе для обеспечения наиболее полного удовлетворения социально-бытовых потребностей граждан и оказать содействие в решении вопросов местного значения.
Проблемы:
- отсутствие финансово-экономического механизма взаимосвязи рынка капитала и рынка недвижимости, т.е. реальных условий (правовых, экономических, организационных, информационных), которые позволяют системно использовать имущество как источник привлечения самовозрастающих средств, как инвестиционный капитал;
- отсутствие финансовых средств муниципального образования для проведения необходимых мероприятий по увеличению эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов;
- необходимость решения вопроса о передаче лесного фонда, находящегося в границах города Чита, в собственность муниципального образования;