Система образования в краевом центре ориентирована на достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям человека, общества и государства, создание механизма устойчивого развития и стабильного функционирования.
Город имеет развитую сеть образовательных учреждений различного уровня.
Структура муниципального образования города не претерпела существенных изменений, за исключением расширения сети детских дошкольных учреждений.
В образовательных учреждениях обучается 33870 детей школьного возраста, 16059 детей посещают дошкольные образовательные учреждения, 19156 человек являются воспитанниками учреждений дополнительного образования. Наполняемость в общеобразовательных школах составляет 26,0 человека. Уменьшилось число учащихся, занимающихся во 2 и 3 смены.
Ежегодно увеличивается количество школ инновационного типа и число обучающихся в них.
Характерными направлениями образовательного процесса являются информатизация обучения, подготовка молодежи к жизни в быстро меняющихся условиях, профилизация обучения на старшей ступени школы. Большое внимание уделяется автоматизации учебного процесса. Обеспеченность компьютерами в общеобразовательных школах составила 31 человек в 2010 году, против 56 в 2007 году на 1 компьютер. Обеспеченность школ компьютерами остается неудовлетворительной. Из 1019 компьютеров 497 физически и морально устарели (год выпуска 2005 и раньше). К интернету подключены 55 образовательных учреждений.
В городе образовалась гибкая многофункциональная сеть дошкольных учреждений. Увеличен охват детей учреждениями дошкольного образования до 56% (в 2004 год - 42%.). Увеличение рождаемости обострило ситуацию с устройством детей в детские сады. На очереди состоит свыше 12 тыс. детей от 0 до 7 лет. Для решения проблем дефицита мест в детских садах ведется работа по оптимизации площадей учреждений, восстановлению зданий бывших детских садов, строительству новых зданий, развитию разных форм предоставления дошкольного образования.
Полностью осуществлен переход всех детских образовательных учреждений города на новые, обновленные программы обучения, воспитания и развития детей.
В педагогическом процессе ДОУ стали шире использоваться наглядно-практические методы и способы организации деятельности. Для организации работы по обобщению полученного экспериментального опыта и подготовке к его распространению в статусе инновационных образовательных учреждений работают многие дошкольные учреждения.
Проблемы:
- недостаточная обеспеченность местами в дошкольных учреждениях;
- необходимость непрерывного укрепления материально-технической базы образовательных учреждений;
- высокая степень изношенности инженерных конструкций (сетей), коммуникаций зданий образовательных учреждений;
- необходимость дальнейшего улучшения социальных условий для педагогов;