1. Настоящие инструктивно-методические указания (далее - ИМУ) разработаны в целях повышения эффективности работы муниципальных и государственных образовательных организаций Иркутской области (далее - образовательные организации) по осуществлению профилактической деятельности в рамках работы общественных наркопостов (постов "Здоровье +", кабинетов профилактики) (далее - наркопост).
2. Необходимо понимать, что без решения вопросов, включающих анализ эффективности, планирование, своевременное выявление несовершеннолетних в ситуации риска и постановку на учет, организацию профилактического процесса и его координацию, невозможно выстроить эффективную систему профилактики употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) в образовательной организации. Значительную роль в профилактике употребления ПАВ играют наркопосты.
3. Целью профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций.
4. Целевыми группами (субъектами) профилактики употребления ПАВ являются: обучающиеся, а также их родители (законные представители), специалисты образовательных организаций (педагогические работники, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы), сотрудники территориальных органов Управления по контролю за оборотом наркотиков Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области и другие сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.
5. Задачи профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде:
формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;
мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися образовательных организаций;
исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций;
развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, а именно:
личностных - формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;
социально-средовых - создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья;
этико-правовых - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся образовательных организаций.
6. Объектами профилактики в образовательной среде являются условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском употребления ПАВ, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия.
7. При организации профилактической работы очень важно руководствоваться принципами на всех этапах деятельности.