Действующий

Об утверждении Инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов - постов здоровья и кабинетов профилактики в образовательных организациях в Иркутской области (с изменениями на 4 октября 2017 года)



8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРКОПОСТОВ


59. Движение обучающихся, состоящих на учете в наркопосте, требует отдельного анализа. Соотношение вновь выявленных к снятым с учета является также показателем эффективности в работе. При этом снятие с учета должно осуществляться только на основании коллегиального решения наркопоста по результатам оценки эффективности выполнения ИПС, представленным куратором (классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом), соглашения между образовательной организацией и родителями (законными представителями) о совместной деятельности по коррекции поведения несовершеннолетнего группы риска. Решение фиксируется в протоколе заседания наркопоста и доводится до обучающегося и его родителей (законных представителей) в устной форме.


60. Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:


диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;


отбора - выявление региональных и авторских программ, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними для дальнейшего внедрения в практику;


коррекции - внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;


прогноза - определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого в рамках деятельности общественного наркопоста.


Общая оценка эффективности профилактики формируется из оценки организации процесса профилактики и оценки результатов профилактики.


При оценке организации процесса профилактики выявляется степень его соответствия целям, задачам, плану работы и достигнутым результатам наркопоста.


При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с риском употребления ПАВ, а также изменения характеристик ситуации их социального развития, определяющих риск употребления ПАВ: наличие или отсутствие специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; наличие или отсутствие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, состоящих на учете в наркопосте.


61. При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, связанных с риском употребления ПАВ, а также изменения характеристик ситуации их социального развития, определяющих риск употребления ПАВ: наличие или отсутствие специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; наличие или отсутствие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, состоящих на учете в наркопосте, используя отчет образовательной организации за каждое учебное полугодие (прилагается).


62. Используются следующие основные направления формирования индикаторов профилактической деятельности.


Первая группа индикаторов связана с процессом реализации профилактической деятельности: показатели, характеризующие сформированность и действенность единого профилактического пространства (скоординированность действий всех субъектов профилактики, число образовательных организаций, реализующих первичную профилактику на постоянной основе; наличие эффективных профилактических программ, включающих психолого-педагогические технологии; соответствующий целям и задачам программ профилактики состав специалистов, включенных в профилактический процесс в образовательной среде).


Вторая группа индикаторов связана с оценкой результатов профилактики на уровне динамики социально-психологических и личностных характеристик объектов профилактики. Показатели этого спектра индикации включают частоту распространенности случаев употребления ПАВ, социальных и психологических последствий злоупотребления и степени их тяжести; показатели, характеризующие группы риска по злоупотреблению и особенности социального окружения потребителей ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи; оценочные характеристики, отражающие изменения в социальных компетенциях, нормативных установках обучающихся, воспитанников, включенных в первичную профилактику или связанных с риском употребления ПАВ.


Третья группа индикаторов связана с оценкой актуальной социальной значимости в отношении распространения и употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью. Эта группа индикаторов включает соответствие уровня общим концептуальным принципам организации, существование продуктивных и действенных форм контроля, а также оценку затрат, необходимых для реализации профилактических мер.