54. Этапы работы куратора с семьей:
N | Этап | Задача | Формы и методы работы, средства |
1. Этап ориентировки | |||
1. | Ориентировка в ситуации | Сбор информации о ситуации в семье | Консультации с заместителем директора образовательной организации по воспитательной работе, с классным руководителем, социальным педагогом, инспектором комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о несовершеннолетнем, ситуации в семье |
2. | Взаимодействие с семьей | Установление контакта с семьей. Достижение договоренности о посещении | Первый звонок или разговор с членами семьи с целью представления куратора или роли куратора (если это соц. педагог) |
3. | Взаимодействие с семьей | Установление доверительных отношений с членами семьи | Выход в семью. Беседа о семейной ситуации, проблемах, ресурсах. Заполнение анкеты по симптоматике семейной ситуации |
4. | Взаимодействие с семьей | Мотивирование на совместную работу семьи и команды специалистов по оказанию помощи в коррекции ситуации в семье | Выход в семью. Приглашение семьи на СП для заключения соглашения с семьей о сотрудничестве |
5. | Участие в СП | Мотивация родителей к сотрудничеству | Заключение договора о сотрудничестве |
2. Этап исполнения | |||
6. | Организация диагностического исследования педагогом - психологом | Обеспечение возможности углубленной диагностики членов семьи | Определение времени и места диагностики |
7. | Участие в ПМПК | Прояснение причин семейного неблагополучия, разработка стратегии вмешательства в семейную систему | Выступление на СП о результатах взаимодействия с семьей |
8. | Разработка ИПС | Определение задач работы с семьей, форм и методов работы специалистов образовательной организации | Оформление ИПС |
9. | Согласование ИПС с членами семьи | Принятие ИПС членами семьи, разграничение ответственности между членами семьи и специалистами | Выход в семью Обсуждение пунктов ИПС с членами семьи |
10. | Реализация ИПС | Координация действий между членами семьи и специалистами (педагогом-психологом, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, врачом-наркологом, врачом-психиатром, психотерапевтом при наличии специалистов) | Звонки и выходы в семью. Рабочие встречи со специалистами. Участие членов семей в тренингах, обучающих семинарах; индивидуальное и групповое консультирование. Контроль реализации мероприятий ИПС |
3. Этап оценки результатов | |||
11. | Оценка изменений в семейной системе | Анализ эффективности совместной работы специалистов и семьи | Беседа с членами семьи. Анкетирование. Организация диагностики педагогом-психологом. Выступление с результатами сопровождения семьи на СП. Подготовка итогового заключения по ситуации в семье |
4. Этап корректировки | |||
12. | Определение проблем этапа исполнения | Корректировка задач, форм, методов работы с семьей | Внесение корректив в ИПС |
5. Этап поддерживающего сопровождения | |||
13. | Поддержка семьи | Оказание поддерживающей помощи семье | Периодические выходы в семью. Беседы. Привлечение к общешкольным мероприятиям, праздником и т.д. |
55. Опорой специалистов наркопоста должен стать родительский комитет либо родительский актив.
Организация работы с родителями (законными представителями) в рамках наркопоста включает в себя:
обучение родителей (законных представителей) выявлению признаков и симптомов употребления табака, алкоголя, токсических, психотропных веществ и наркотиков;
формирование нетерпимого отношения родителей (законных представителей) к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается ребенок;
психолого-педагогическое консультирование родителей несовершеннолетних группы риска (групповое, индивидуальное);
участие в подготовке и проведении тематических родительских собраний;
приобщение к внутришкольным мероприятиям, направленным на формирование здорового образа жизни;
формирование ответственного отношения к своему поведению (алкоголизации), родительской компетенции через тренинги, клубы отцов и прочее.
56. Необходимо уделять особое внимание обучению классных руководителей, кураторов активным формам работы с родителями (законными представителями) по установлению с детьми доверительных отношений и профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.
Формы работы: родительский актив, школа по формированию родительской компетентности, семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи "проблемной" семье и т.д.