Недействующий

О внесении изменений в Схему территориального планирования Пензенской области, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 07.06.2012 N 431-пП (с последующими изменениями) (утратило силу на основании постановления Правительства Пензенской области от 18.09.2019 N 565-пП)



Таблица 2.1.5-15



Прогноз основных демографических показателей Пензенской области на долгосрочный период (до 2036 года) Инерционный вариант

Показатели

Единица измерения

отчет

отчет

оценка

прогноз

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2027 г.

2028 г.

2029 г.

2030 г.

2036 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Численность постоянного населения (среднегодовая)

тыс. человек

1364,6

1358,1

1352,0

1346,2

1340,0

1333,8

1328,8

1323,0

1317,2

1311,4

1305,6

1299,8

1294,0

1288,2

1282,4

1276,6

1270,8

1265,0

1136,0

Темпы роста

% к предыдущему году

99,4

99,5

99,6

99,6

99,6

99,6

99,7

99,7

99,7

99,7

99,7

99,7

99,7

99,7

99,7

99,7

99,7

99,7

98,2

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся на 1000 человек населения

10,6

10,8

10,6

10,5

10,4

10,4

10,3

10,3

10,2

10,1

10,1

10,0

10,0

10,0

9,9

9,9

9,9

9,9

9,7

Общий коэффициент смертности

число умерших на 1000 человек населения

14,7

14,8

14,9

14,9

14,7

14,6

14,6

14,5

14,5

14,6

14,6

14,7

14,7

14,8

14,8

14,9

15,0

15,1

15,2

Коэффициент естественного прироста населения

на 1000 человек населения

-4,1

-4,0

-4,3

-4,4

-4,3

-4,2

-4,3

-4,2

-4,3

-4,5

-4,5

-4,7

-4,7

-4,8

-4,9

-5,0

-5,1

-5,2

-5,5

Коэффициент миграционного прироста

на 10 000 человек населения

-18,6

3,1

-0,7

-5,9

-7,5

-8,3

-9,0

-9,8

-10,6

-10,7

-10,7

-11,5

-11,6

-11,6

-11,7

-11,7

-11,8

-11,9

-12,7


В таблице 2.1.5-16 приведены коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения Пензенской области в сравнении с коэффициентами естественного движения населения Российской Федерации, рассчитанными Федеральной службой государственной статистики по трем вариантам (низкий, средний, высокий) на основе оценки численности постоянного населения субъектов Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2008 г. и с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.


Предложенные варианты прогноза численности населения России призваны оценить возможные пути развития демографических процессов в стране с учетом различных сценарных подходов.


Низкий сценарий рождаемости предполагает, что сохранение или ухудшение сложившейся экономической ситуации в стране, скорее всего, сделает маловероятным повышение рождаемости. Этот вариант не предполагает вероятность каких-либо социальных или техногенных катастроф, способных привести к резким колебаниям показателей рождаемости. Кроме того, в данном сценарии заложено предположение, что рождаемость не может опуститься ниже уровня, наблюдаемого сегодня у стран с наиболее низкой рождаемостью (1,2-1,3).


Высокий сценарий рождаемости исходит из предположения о том, что обществу удастся выработать социальные механизмы, ведущие к тому, что будет поддерживаться рождаемость, близкая уровню, который обеспечивал бы простое воспроизводство населения, в результате чего каждое новое поколение будет численно не меньше предыдущего. В конечном итоге, такой уровень рождаемости (1,8 - 2 детей в расчете на одну женщину репродуктивного возраста) отвечал бы и господствующему сегодня идеальному размеру потомства (социологические опросы мнений продолжают фиксировать идеальное число детей в семье именно на этом двухдетном уровне).


Средний вариант рождаемости исходит из того, что улучшение социально-экономического положения в России и меры демографической политики позволят достаточно полно реализовать семьям свои репродуктивные планы и рождаемость установится на уровне, чуть превосходящем средний по Европе. Но, в отличие от высокого сценария рождаемости, в данном случае ожидаются более низкие темпы развития страны.


Низкий (пессимистический сценарий) смертности.


В условиях долговременного роста смертности и некоторого ее снижения в 2006 - 2007 годах в качестве низкого сценария можно рассматривать относительную стагнацию с незначительным медленным ростом показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Основанием для такого прогноза служат общий уровень благосостояния, достигнутый культурный уровень российского населения, развитие системы здравоохранения, которые ставят определенные границы ухудшению ситуации. Для младенческой смертности выбрана тенденция снижения с довольно низкими темпами, чтобы к 2030 г. был достигнут уровень младенческой смертности стран ЕС середины 1990-х годов.


В основе среднего сценария смертности лежал метод аналогий, в частности стран с переходной экономикой в Восточной Европе, а также оценка возможных изменений в смертности от внешних причин.


Высокий (оптимистический) сценарий смертности разрабатывался как нормативный, который предполагает наличие четко сформулированных целей. В России в настоящее время цели снижения смертности населения обозначены в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетном национальном проекте "Здоровье".


Низкий сценарий миграции, основанный на предположении о неизменности действующей в стране миграционной политики, ориентирован на привлечение зарубежных соотечественников и ряда иных категорий мигрантов с постсоветского пространства в условиях невысоких темпов экономического развития.


Высокий сценарий миграции, основанный на предположении о возможности полной компенсации естественной убыли населения России за счет миграции, тем не менее, не позволяет компенсировать потери населения в трудоспособном возрасте и поддерживать существующий трудоиждивенческий баланс в стране. Этот сценарий предполагает максимально возможный рост миграции из стран постсоветского пространства, а также значительные объемы миграции из стран традиционного зарубежья, превосходящие миграцию из стран СНГ.


Средний, наиболее вероятный сценарий, получен как средняя арифметическая из значений низкого и высокого вариантов миграционного развития. Теоретически он обосновывается перспективой умеренного роста иммиграции в Россию, прежде всего из стран - традиционных миграционных доноров, и появления новых миграционных партнеров. Стимулом для роста миграции будет растущий дефицит на рынке труда, что, в сочетании с ростом благосостояния населения, приведет к увеличению миграционной привлекательности России. Предполагается, что миграционная политика будет адекватна задачам по повышению миграционной привлекательности России и будут приняты меры по интеграции мигрантов в российский социум <98>.


________________