Динамика показателей по детским дошкольным учреждениям (на начало года)
Показатели | 1992 | 2001 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Число ДДУ (ед.): | 904 | 423 | 357 | 355 | 354 | 311 | 307 | 271 | 195 | 181 |
- городская местность | 354 | 219 | 208 | 208 | 209 | 167 | 168 | 160 | 142 | |
- сельская местность | 550 | 204 | 149 | 147 | 145 | 144 | 139 | 111 | 53 | |
2. Численность детей в ДДУ (тыс. чел.) | 75,5 | 32,5 | 38,1 | 39,5 | 42,3 | 46,1 | 48,4 | 51,7 | 55,2 | 57,8 |
- городская местность | 51,3 | 26,7 | 31,7 | 32,7 | 34,9 | 38,1 | 40,2 | 42,8 | 46,2 | |
- сельская местность | 24,2 | 5,8 | 6,4 | 6,8 | 7,4 | 8 | 8,2 | 8,9 | 9 | |
3. Охват детей в возрасте 1 - 6 лет ДДУ (%%) | 48,1 | 54,2 | 54,0 | 58,0 | 60,5 | 61,6 | 64,1 | 66,3 | 68,7 | |
- городская местность | ||||||||||
- сельская местность | ||||||||||
4. Численность детей, на 100 мест в ДДУ | 104 | 72 | 94 | 96 | 99,6 | 102 | 101 | 102 | 105 | 111 |
- городская местность | 116 | 79 | 101 | 102 | 107 | 109 | 107 | 108 | 110 | |
- сельская местность | 84 | 49 | 70 | 74 | 76 | 78 | 81 | 81 | 86 |
В Пензенской области (как и в целом по России) с начала 1990-х годов постоянно снижались, как число дошкольных образовательных учреждений, так и численность воспитанников в них. В основном, это определялось:
снижением рождаемости, начавшимся в конце 80-х годов,
ростом оплаты родителей за пребывания детей в учреждениях,
уменьшением финансирования государством содержания и развития сети ДОУ, и перевод их на баланс муниципалитетов, что привело к закрытию мелких учреждений и, особенно, в сельской местности.
В начале 2000-х годов для решения проблемы острого дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях области, муниципалитетами были предприняты меры по возвращению зданиям ДОУ их первоначальных функций, расширению существующих и строительству новых зданий. Пензенская область активно принимала участие в модернизации региональных систем дошкольного образования за счет субсидий из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "модернизация регионально-муниципальных систем дошкольного образования". Уменьшение количества дошкольных учреждений вызвано административным реформированием, созданием дошкольных образовательных комплексов, состоящих из базовых учреждений и филиалов.