Недействующий

О внесении изменений в Схему территориального планирования Пензенской области, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 07.06.2012 N 431-пП (с последующими изменениями) (утратило силу на основании постановления Правительства Пензенской области от 18.09.2019 N 565-пП)




Рис. 1.4-1. Планировочное районирование территории Пензенской области



Таблица 1.4-1


Характеристика планировочных условий развития городских

поселений Пензенской области

NN п/п

Города

Дата получения статуса города

По численности населения Числитель - население на 01.01.20016 г. Знаменатель (+, -) тыс. чел. в период 2009 - 2016 гг.

Транспортные условия

Инженерно-строительные условия

Экологические условия (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, 2006 г., тыс. тн)

Историческое значение год основания населенного пункта

Экономическая база

Крупные 500 до 1000

Средние 50 - 100

Малые менее 50

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

г. Пенза

1663 г.

524 632 + 15435

Автомобильные дороги: федеральные дороги: М-5 "Москва - Пенза - Челябинск", Р-209 "Тамбов-Пенза", Р-158 "Саратов - Пенза - Ниж. Новгород"; территориальные дороги: г. Пенза - с. Кондоль, п. Арбеково - Р158, г. Пенза - пгт. Шемышейка - с. Лопатино, п. Ахуны - пгт. Золотаревка, г. Пенза - с. Бессоновка. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. "Ряжск-Пенза". Воздушный транспорт: аэропорт III класса, категории В, выполняются рейсы в Москву (ежедневно, в Санкт-Петербург, Сочи (с апреля).

Затопление, подмыв, овраги, оползни, карьеры, близкое залегание уровня грунтовых вод, заболоченность Условия ограниченные.

8,001 Высокий уровень загрязнения (выше среднего по стране). Состояние воздушного бассейна неблагоприятное.

Исторический город РФ. Основан в 1663 г. 163 памятника истории, архитектуры и археологии.

Областной центр, многофункциональный промышленно-транспортный, научно-инновационный образовательный центр

2.

г. Кузнецк

1780 г.

84 267 - 3477

Автомобильные дороги: федеральная дорога М-5 "Москва - Пенза - Челябинск"; территориальные дороги: г. Кузнецк - пгт Сосновоборск, г. Кузнецк - с. Тихменево, г. Кузнецк - с. Евлашево, г. Кузнецк - с. Неверкино, г. Кузнецк - с. Чибирлей, г. Кузнецк - с. Верхозим - с. Р. Камешкир. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. "Ряжск-Пенза".

Затопление, подтопление, подмыв берегов, овраги. Условия в целом благоприятные

0,488 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн низкая Условия по состоянию воздушного бассейна благоприятные

Исторический город РФ. Основан между 1691 и 1697 гг. В.Ф. Нарышкиным. 14 памятников архитектуры, истории, искусства

Промышленно-транспортный центр областного значения

3.

г. Каменка

1951 г.

37 002 - 2575

Автомобильные дороги: федеральная дорога: Р-209 "Тамбов-Пенза", территориальные дороги: г. Каменка - пгт. Беково, г. Каменка - пгт Пачелма, г. Каменка с. Междуречье - с. Крыловка, г. Каменка - с. Кувака, г. Каменка - М5, г. Каменка - с. Вирга. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. "Ряжск-Пенза".

Затопление в пойме р. Атмис, близкое залегание уровня грунтовых вод, овраги. Инженерно-строительные условия ограниченно благоприятные

0,914 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн повышенная. Состояние воздушного бассейна относительно неблагоприятное.

Основан на рубеже XVII и XVIII веков. 4 памятника истории

Промышленно-транспортный центр областного значения

4.

г. Сердобск

1780 г.

32 986 - 2034

Автомобильные дороги: территориальные дороги: Р-209 - пгт Колышлей - г. Сердобск - пгт Беково, г. Сердобск - с. Зеленовка, г. Сердобск - с. Байка, г. Сердобск - с. Кирово, г. Сердобск - с. Куракино - с. Софьино. Железные дороги: Юго-восточная ж.д. "Пенза-Ртищево-Саратов".

Затопление в пойме р. Сердоба, овраги, заболачивание близкое залегание грунтовых вод. Инженерно-строительные условия ограниченно благоприятные

0,199 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн низкая Состояние воздушного бассейна благоприятное

Исторический город РФ. Основан в 1699 г. как слобода пахотных солдат. 14 памятников истории и архитектуры

Промышленно-транспортный центр областного значения

5.

г. Белинский

1780 г.

7971 - 1035

Автомобильные дороги: федеральная дорога: Р-209 "Тамбов-Пенза"; территориальные дороги: Р-209 - г. Белинский - пгт Тамала, г. Белинский - с. Междуречье.

На правобережье р. М. Чембар близкое залегание уровня грунтовых вод, а в южной части города - овраги. Инженерно-строительные условия ограниченно благоприятные

0,029 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн очень низкая. Состояние воздушного бассейна благоприятное

Исторический город РФ. Поселение основано в 1714 г. как деревня Чембар. 16 памятников истории, архитектуры и искусства.

Небольшой город с ограниченным составом промышленности районного значения

6.

г. Городище

1780 г.

7966 - 396

Автомобильные дороги: федеральная дорога М-5 "Москва - Пенза - Челябинск"; территориальные дороги: г. Городище - г. Никольск - д. Ночка, г. Городище - р.п. Шемышейка, г. Городище - с. Дигилевка, г. Городище - с. Верх. Шкафт, г. Городище - г. Сурск.

Овраги, подмыв берегов (Юловки и Кичкилей), о. Кошевого, ул. Московской, Советской, Заречной. Инженерно-строительные условия благоприятные

0,023 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн очень низкая. Состояние воздушного бассейна благоприятное.

Исторический город РФ. Основан на месте городища в 1681 г. как опорный пункт в системе обороны Русского государства. 4 памятника архитектуры и археологии

Небольшой город с ограниченным составом промышленности

7.

г. Сурск

1953 г.

6515 - 384

Автомобильные дороги: территориальные дороги: г. Сурск - г. Городище, г. Сурск - с. Верх. Елюзань, г. Сурск - с. Нов. Турдаки. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. "Пенза-Сызрань".

Расположен на надпойменной террасе р. Суры. Овраги, подмыв берегов. Неблагоприятно-правобережная пойма р. Суры, заболачивание и затопление. Инженерно-строительные условия относительно благоприятные

0,026 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн очень низкая. Состояние воздушного бассейна благоприятное.

Основан в 1850 г. как Николаевский хутор суконной фабрики. 1 памятник архитектуры

Небольшой город с ограниченным составом промышленности

8.

г. Нижний Ломов

1636 г.

21329 - 1892

Автомобильные дороги: федеральная дорога М-5 "Москва - Пенза - Челябинск"; территориальные дороги: г. Ниж. Ломов - пгт Пачелма - пгт Башмаково, г. Ниж. Ломов - с. Наровчат, г. Ниж. Ломов - с. Кривошеевка, г. Ниж. Ломов - Урал "М5", г. Ниж. Ломов - с. Голицыно - с. Плесс. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. тупиковая линия от ветки "Ряжск-Пенза" (ст. Выглядовка)

Овражная эрозия. Подмыв берегов, заболоченность на пойме, высокий уровень грунтовых вод левого берега р. Ломовки. возможны просадки. Инженерно-строительные условия относительно благоприятные

0.848 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн повышенная. Условия по состоянию воздушного бассейна относительно неблагоприятные

Исторический город РФ. Основан как опорный пункт в системе обороны Русского государства в 1636 г. 5 памятников истории и архитектуры

Промышленно-транспортный центр областного значения

9.

г. Никольск

1954 г.

21318 - 2844

Автомобильные дороги: территориальные дороги: г. Никольск - г. Городище, г. Никольск - д. Ночка - гр. обл., г. Никольск - пгт Сосновоборск. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. подъездной путь от ветки "Рузаевка-Сызрань" (ст. Ночка)

Подмыв склонов, овражная эрозия выражены не сильно. Инженерно-строительные условия относительно благоприятные

0,171 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн низкая. Состояние воздушного бассейна благоприятное

Селение Никольское известно с 1668 г. 6 памятников истории и искусства

Небольшой город с ограниченным составом промышленности районного значения

10.

г. Спасск

1779

7175 104

Автомобильные дороги: федеральная дорога М-5 "Москва - Пенза - Челябинск"; территориальные дороги: г. Спасск - с. Устье, г. Спасск - с. Дерябкино, с. Р. Шелдаис, г. Спасск - с. Абашево.

Расположен в междуречье, в восточной части р. Студенец слабая овражная эрозия. Условия в целом благоприятные

0,016 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн очень низкая. Состояние воздушного бассейна благоприятное

Исторический город РФ. Основан в 1663 г. как вотчина Новоспасского монастыря. 6 памятников архитектуры

Небольшой город с ограниченным составом промышленности

11

г. Заречный

64887 2844

Автомобильные дороги: г. Заречный - г. Пенза, г. Заречный - с. Золотаревка, г. Заречный - М5 (через переезд) Железные дороги: Куйбышевская ж.д. "Пенза-Сызрань".

Денудационный склон, заболачивание на отдельных участках, овраги. Инженерно-строительные условия относительно благоприятные

Монопромышленный энергетический центр



Продолжение таблицы 1.4-1

NN п/п

Города

Условия водоснабжения

Прогнозные ресурсы подземных вод района размещения города (тыс. м3/сутки)

Условия канализования (возможные приемники сточных вод после очистки)

Условия тепло-, электро-, газоснабжения

Строительная база

Научная база

Резервы развития территории в городской черте и перспективное направление развития за ее пределами

Выводы

Поверхн. воды (река - мин. расх. 95% обеспеченности сущ. водоотбор (тыс. м3/ сутки)

Подземные воды (эксплуат./в т.ч. А + В + 1) (тыс. м3/сутки)

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

1.

г. Пенза

...../225,5

61,6/51,2

448,28

Хорошие, сбросы в р. Сура и ее притоки

Гарантированное энергоснабжение ненадежно, необходим ввод генерирующих мощностей, комплексная реконструкция п/ст 220/110/35 кВ Пенза-1 и ввод подстанций 110 кВ в разных районах города

30 крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность

25 научных и структурных подразделений, занимающихся научными разработками, 23 ВУЗа, филиала и представительства, 18 средних специальных учебных заведений, 14 начальных профессиональных учебных заведения

Резерв в городской черте. Дальнейшее развитие в северо-западном, юго-западном и южном направлении.

Развитие промышленности на основе внедрения новых технологий, размещение экологически чистых обрабатывающих производств. Развитие научного инновационного комплекса. Усиление деловой и социальной инфраструктуры. Формирование узла международных и национальных транспортных коридоров, развитие транспортно-логистических услуг. Усиление значения как центра региональной системы расселения, центра Пензенской агломерации.

2.

г. Кузнецк

...../145,0

113,88/84,88

473,07

Хорошие, сбросы в р. Труев

Благоприятные, с учетом комплексной реконструкции п/ст 220/110 кВ Кузнецк и заходов ВЛ-220 кВ к ней

10 крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность

6 филиалов ВУЗов и представительств, 6 средних специальных и 2 начальных профессиональных учебных заведения.

Резерв в городской черте. Дальнейшее развитие в северном направлении.

Возможно размещение средних и крупных машиностроительных предприятий, развитие строительной индустрии Дальнейшее формирование транспортного узла. Усиление деловой и социальной инфраструктуры, развитие как межрайонного центра расселения и обслуживания, торгово-распределительного центра

3.

г. Каменка

..../506,8

29,03/29,03

526,98

Хорошие, сбросы в р. Малый Атмис

Относительно благоприятные при условии увеличения мощности п/ст 110/35/6 кВ Каменка

6 крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность

3 филиала - института и представительств ВУЗов, 1 среднее специальное учебное заведение

Развитие в городской черте.

Возможно размещение средних и крупных высокотехнологичных машиностроительных предприятий, развитие строительной индустрии, центр межрайонной системы расселения и обслуживания

4.

г. Сердобск

...../73,9

13,03/13,03

255,06

Хорошие, сбросы в р. Сердоба

Благоприятные, с учетом расширения п/ст 220/110 кВ Сердобск

5 крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность

4 филиала и представительств ВУЗов, 4 средних специальных учебных заведения

Развитие в городской черте.

Возможно размещение средних и крупных высокотехнологичных машиностроительных предприятий, развитие строительной индустрии, центр межрайонной системы расселения и обслуживания

5.

г. Белинский

-

0,0/0,0

440,95

Хорошие, сбросы в р. Чембар

Благоприятные, с учетом увеличения мощности п/ст 110/35/10 кВ Белинская

5 крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность

2 представительства ВУЗов, 1 средне специальное и 1 начальное профессиональное учебное заведение

Сохранение роли административно-управленческого районного центра, развитие производств по переработке с/х продукции, развитие малого и среднего бизнеса, агросервиса, усиление значения как туристического центра

6.

г. Городище

-

0,0/0,0

596,4

Хорошие, сброс в зарегулир. Р. Юловка

Неблагоприятные, требуется увеличение мощности п/ст 110/35/10 кВ Городище и строительство новых ВЛ-110 кВ

2 крупные и средние организации, осуществляющие строительную деятельность

1 представительство ВУЗа, 1 средне специальное учебное заведение

Развитие в южном от города направлении

Дальнейшее развитие как районного центра, входящего в систему Пензенской агломерации, развитие перерабатывающих отраслей с/х продукции, деревообработки, развитие кустарных промыслов и ремесел, коттеджное строительство для населения Пензенской агломерации, развитие туристических функций

7.

г. Сурск

Нет данных

Нет данных

596,4

Хорошие, сброс в рр. Сура, Инза

Относительно благоприятные, требуется увеличение мощности п/ст 110 кВ Сурск, с возможным переводом на напряжение 220/110/35 кВ

Нет крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность

нет

Развитие в городской черте.

Сохранение современной специализации, развитие малого бизнеса, туристических функций

8.

г. Нижний Ломов

....../73,9

0,0/0,0

286,95

Хорошие, сброс в р. Ломовка

Относительно благоприятные, требуется увеличение мощности п/ст 110/10 кВ Новая

4 крупные и средние организации, осуществляющие строительную деятельность

4 филиала и представительства ВУЗов, 1 начально-профессиональное учебное заведение

Развитие в городской черте, выход в северо-западном направлении

Развитие как межрайонного центра расселения и обслуживания, усиление транспортно-распределительных функций. Дальнейшее развитие деревообрабатывающих производств, предприятий строительной индустрии, машиностроения. Развитие организующего туристического центра

9.

г. Никольск

...../54,8

0,0/0,0

287,93

Хорошие, сброс в р. Маис

Относительно благоприятные

3 крупные и средние организаций, осуществляющие строительную деятельность

1 представительство ВУЗа, 1 учреждение начального профессионального образования

Развитие в городской черте, выход в северо-западном направлении

Развитие как районного и подрайонного центра внутриобластной системы расселения, усиление транспортного значения, сохранение современной специализации в обрабатывающем производстве

10

г. Спасск

Нет данных

Нет данных

159,27

Удовлетворительные, с перекачиванием сбросов в рр. Липлейка, Студенец

Относительно благоприятные

3 крупные и средние организации, осуществляющие строительную деятельность

1 представительство ВУЗа, 2 учреждения средне специального и начального профессионального образования

Усиление роли районного центра, сохранение современной специализации

11

г. Заречный

С г. Пенза

С г. Пенза

448,28

Хорошие, с перекачкой в приток р. Суры

Н.д.

2 института филиала и представительств ВУЗов, 1 учреждение среднего специального образования

Дальнейшее развитие как инновационного центра, разработка и внедрение высоких технологий