Таблица 1.4-1
Характеристика планировочных условий развития городских
поселений Пензенской области
NN п/п | Города | Дата получения статуса города | По численности населения Числитель - население на 01.01.20016 г. Знаменатель (+, -) тыс. чел. в период 2009 - 2016 гг. | Транспортные условия | Инженерно-строительные условия | Экологические условия (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, 2006 г., тыс. тн) | Историческое значение год основания населенного пункта | Экономическая база | ||
Крупные 500 до 1000 | Средние 50 - 100 | Малые менее 50 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | г. Пенза | 1663 г. | 524 632 + 15435 | Автомобильные дороги: федеральные дороги: М-5 "Москва - Пенза - Челябинск", Р-209 "Тамбов-Пенза", Р-158 "Саратов - Пенза - Ниж. Новгород"; территориальные дороги: г. Пенза - с. Кондоль, п. Арбеково - Р158, г. Пенза - пгт. Шемышейка - с. Лопатино, п. Ахуны - пгт. Золотаревка, г. Пенза - с. Бессоновка. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. "Ряжск-Пенза". Воздушный транспорт: аэропорт III класса, категории В, выполняются рейсы в Москву (ежедневно, в Санкт-Петербург, Сочи (с апреля). | Затопление, подмыв, овраги, оползни, карьеры, близкое залегание уровня грунтовых вод, заболоченность Условия ограниченные. | 8,001 Высокий уровень загрязнения (выше среднего по стране). Состояние воздушного бассейна неблагоприятное. | Исторический город РФ. Основан в 1663 г. 163 памятника истории, архитектуры и археологии. | Областной центр, многофункциональный промышленно-транспортный, научно-инновационный образовательный центр | ||
2. | г. Кузнецк | 1780 г. | 84 267 - 3477 | Автомобильные дороги: федеральная дорога М-5 "Москва - Пенза - Челябинск"; территориальные дороги: г. Кузнецк - пгт Сосновоборск, г. Кузнецк - с. Тихменево, г. Кузнецк - с. Евлашево, г. Кузнецк - с. Неверкино, г. Кузнецк - с. Чибирлей, г. Кузнецк - с. Верхозим - с. Р. Камешкир. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. "Ряжск-Пенза". | Затопление, подтопление, подмыв берегов, овраги. Условия в целом благоприятные | 0,488 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн низкая Условия по состоянию воздушного бассейна благоприятные | Исторический город РФ. Основан между 1691 и 1697 гг. В.Ф. Нарышкиным. 14 памятников архитектуры, истории, искусства | Промышленно-транспортный центр областного значения | ||
3. | г. Каменка | 1951 г. | 37 002 - 2575 | Автомобильные дороги: федеральная дорога: Р-209 "Тамбов-Пенза", территориальные дороги: г. Каменка - пгт. Беково, г. Каменка - пгт Пачелма, г. Каменка с. Междуречье - с. Крыловка, г. Каменка - с. Кувака, г. Каменка - М5, г. Каменка - с. Вирга. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. "Ряжск-Пенза". | Затопление в пойме р. Атмис, близкое залегание уровня грунтовых вод, овраги. Инженерно-строительные условия ограниченно благоприятные | 0,914 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн повышенная. Состояние воздушного бассейна относительно неблагоприятное. | Основан на рубеже XVII и XVIII веков. 4 памятника истории | Промышленно-транспортный центр областного значения | ||
4. | г. Сердобск | 1780 г. | 32 986 - 2034 | Автомобильные дороги: территориальные дороги: Р-209 - пгт Колышлей - г. Сердобск - пгт Беково, г. Сердобск - с. Зеленовка, г. Сердобск - с. Байка, г. Сердобск - с. Кирово, г. Сердобск - с. Куракино - с. Софьино. Железные дороги: Юго-восточная ж.д. "Пенза-Ртищево-Саратов". | Затопление в пойме р. Сердоба, овраги, заболачивание близкое залегание грунтовых вод. Инженерно-строительные условия ограниченно благоприятные | 0,199 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн низкая Состояние воздушного бассейна благоприятное | Исторический город РФ. Основан в 1699 г. как слобода пахотных солдат. 14 памятников истории и архитектуры | Промышленно-транспортный центр областного значения | ||
5. | г. Белинский | 1780 г. | 7971 - 1035 | Автомобильные дороги: федеральная дорога: Р-209 "Тамбов-Пенза"; территориальные дороги: Р-209 - г. Белинский - пгт Тамала, г. Белинский - с. Междуречье. | На правобережье р. М. Чембар близкое залегание уровня грунтовых вод, а в южной части города - овраги. Инженерно-строительные условия ограниченно благоприятные | 0,029 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн очень низкая. Состояние воздушного бассейна благоприятное | Исторический город РФ. Поселение основано в 1714 г. как деревня Чембар. 16 памятников истории, архитектуры и искусства. | Небольшой город с ограниченным составом промышленности районного значения | ||
6. | г. Городище | 1780 г. | 7966 - 396 | Автомобильные дороги: федеральная дорога М-5 "Москва - Пенза - Челябинск"; территориальные дороги: г. Городище - г. Никольск - д. Ночка, г. Городище - р.п. Шемышейка, г. Городище - с. Дигилевка, г. Городище - с. Верх. Шкафт, г. Городище - г. Сурск. | Овраги, подмыв берегов (Юловки и Кичкилей), о. Кошевого, ул. Московской, Советской, Заречной. Инженерно-строительные условия благоприятные | 0,023 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн очень низкая. Состояние воздушного бассейна благоприятное. | Исторический город РФ. Основан на месте городища в 1681 г. как опорный пункт в системе обороны Русского государства. 4 памятника архитектуры и археологии | Небольшой город с ограниченным составом промышленности | ||
7. | г. Сурск | 1953 г. | 6515 - 384 | Автомобильные дороги: территориальные дороги: г. Сурск - г. Городище, г. Сурск - с. Верх. Елюзань, г. Сурск - с. Нов. Турдаки. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. "Пенза-Сызрань". | Расположен на надпойменной террасе р. Суры. Овраги, подмыв берегов. Неблагоприятно-правобережная пойма р. Суры, заболачивание и затопление. Инженерно-строительные условия относительно благоприятные | 0,026 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн очень низкая. Состояние воздушного бассейна благоприятное. | Основан в 1850 г. как Николаевский хутор суконной фабрики. 1 памятник архитектуры | Небольшой город с ограниченным составом промышленности | ||
8. | г. Нижний Ломов | 1636 г. | 21329 - 1892 | Автомобильные дороги: федеральная дорога М-5 "Москва - Пенза - Челябинск"; территориальные дороги: г. Ниж. Ломов - пгт Пачелма - пгт Башмаково, г. Ниж. Ломов - с. Наровчат, г. Ниж. Ломов - с. Кривошеевка, г. Ниж. Ломов - Урал "М5", г. Ниж. Ломов - с. Голицыно - с. Плесс. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. тупиковая линия от ветки "Ряжск-Пенза" (ст. Выглядовка) | Овражная эрозия. Подмыв берегов, заболоченность на пойме, высокий уровень грунтовых вод левого берега р. Ломовки. возможны просадки. Инженерно-строительные условия относительно благоприятные | 0.848 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн повышенная. Условия по состоянию воздушного бассейна относительно неблагоприятные | Исторический город РФ. Основан как опорный пункт в системе обороны Русского государства в 1636 г. 5 памятников истории и архитектуры | Промышленно-транспортный центр областного значения | ||
9. | г. Никольск | 1954 г. | 21318 - 2844 | Автомобильные дороги: территориальные дороги: г. Никольск - г. Городище, г. Никольск - д. Ночка - гр. обл., г. Никольск - пгт Сосновоборск. Железные дороги: Куйбышевская ж.д. подъездной путь от ветки "Рузаевка-Сызрань" (ст. Ночка) | Подмыв склонов, овражная эрозия выражены не сильно. Инженерно-строительные условия относительно благоприятные | 0,171 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн низкая. Состояние воздушного бассейна благоприятное | Селение Никольское известно с 1668 г. 6 памятников истории и искусства | Небольшой город с ограниченным составом промышленности районного значения | ||
10. | г. Спасск | 1779 | 7175 104 | Автомобильные дороги: федеральная дорога М-5 "Москва - Пенза - Челябинск"; территориальные дороги: г. Спасск - с. Устье, г. Спасск - с. Дерябкино, с. Р. Шелдаис, г. Спасск - с. Абашево. | Расположен в междуречье, в восточной части р. Студенец слабая овражная эрозия. Условия в целом благоприятные | 0,016 Антропогенная нагрузка на воздушный бассейн очень низкая. Состояние воздушного бассейна благоприятное | Исторический город РФ. Основан в 1663 г. как вотчина Новоспасского монастыря. 6 памятников архитектуры | Небольшой город с ограниченным составом промышленности | ||
11 | г. Заречный | 64887 2844 | Автомобильные дороги: г. Заречный - г. Пенза, г. Заречный - с. Золотаревка, г. Заречный - М5 (через переезд) Железные дороги: Куйбышевская ж.д. "Пенза-Сызрань". | Денудационный склон, заболачивание на отдельных участках, овраги. Инженерно-строительные условия относительно благоприятные | Монопромышленный энергетический центр |
Продолжение таблицы 1.4-1
NN п/п | Города | Условия водоснабжения | Прогнозные ресурсы подземных вод района размещения города (тыс. м3/сутки) | Условия канализования (возможные приемники сточных вод после очистки) | Условия тепло-, электро-, газоснабжения | Строительная база | Научная база | Резервы развития территории в городской черте и перспективное направление развития за ее пределами | Выводы | |
Поверхн. воды (река - мин. расх. 95% обеспеченности сущ. водоотбор (тыс. м3/ сутки) | Подземные воды (эксплуат./в т.ч. А + В + 1) (тыс. м3/сутки) | |||||||||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
1. | г. Пенза | ...../225,5 | 61,6/51,2 | 448,28 | Хорошие, сбросы в р. Сура и ее притоки | Гарантированное энергоснабжение ненадежно, необходим ввод генерирующих мощностей, комплексная реконструкция п/ст 220/110/35 кВ Пенза-1 и ввод подстанций 110 кВ в разных районах города | 30 крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность | 25 научных и структурных подразделений, занимающихся научными разработками, 23 ВУЗа, филиала и представительства, 18 средних специальных учебных заведений, 14 начальных профессиональных учебных заведения | Резерв в городской черте. Дальнейшее развитие в северо-западном, юго-западном и южном направлении. | Развитие промышленности на основе внедрения новых технологий, размещение экологически чистых обрабатывающих производств. Развитие научного инновационного комплекса. Усиление деловой и социальной инфраструктуры. Формирование узла международных и национальных транспортных коридоров, развитие транспортно-логистических услуг. Усиление значения как центра региональной системы расселения, центра Пензенской агломерации. |
2. | г. Кузнецк | ...../145,0 | 113,88/84,88 | 473,07 | Хорошие, сбросы в р. Труев | Благоприятные, с учетом комплексной реконструкции п/ст 220/110 кВ Кузнецк и заходов ВЛ-220 кВ к ней | 10 крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность | 6 филиалов ВУЗов и представительств, 6 средних специальных и 2 начальных профессиональных учебных заведения. | Резерв в городской черте. Дальнейшее развитие в северном направлении. | Возможно размещение средних и крупных машиностроительных предприятий, развитие строительной индустрии Дальнейшее формирование транспортного узла. Усиление деловой и социальной инфраструктуры, развитие как межрайонного центра расселения и обслуживания, торгово-распределительного центра |
3. | г. Каменка | ..../506,8 | 29,03/29,03 | 526,98 | Хорошие, сбросы в р. Малый Атмис | Относительно благоприятные при условии увеличения мощности п/ст 110/35/6 кВ Каменка | 6 крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность | 3 филиала - института и представительств ВУЗов, 1 среднее специальное учебное заведение | Развитие в городской черте. | Возможно размещение средних и крупных высокотехнологичных машиностроительных предприятий, развитие строительной индустрии, центр межрайонной системы расселения и обслуживания |
4. | г. Сердобск | ...../73,9 | 13,03/13,03 | 255,06 | Хорошие, сбросы в р. Сердоба | Благоприятные, с учетом расширения п/ст 220/110 кВ Сердобск | 5 крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность | 4 филиала и представительств ВУЗов, 4 средних специальных учебных заведения | Развитие в городской черте. | Возможно размещение средних и крупных высокотехнологичных машиностроительных предприятий, развитие строительной индустрии, центр межрайонной системы расселения и обслуживания |
5. | г. Белинский | - | 0,0/0,0 | 440,95 | Хорошие, сбросы в р. Чембар | Благоприятные, с учетом увеличения мощности п/ст 110/35/10 кВ Белинская | 5 крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность | 2 представительства ВУЗов, 1 средне специальное и 1 начальное профессиональное учебное заведение | Сохранение роли административно-управленческого районного центра, развитие производств по переработке с/х продукции, развитие малого и среднего бизнеса, агросервиса, усиление значения как туристического центра | |
6. | г. Городище | - | 0,0/0,0 | 596,4 | Хорошие, сброс в зарегулир. Р. Юловка | Неблагоприятные, требуется увеличение мощности п/ст 110/35/10 кВ Городище и строительство новых ВЛ-110 кВ | 2 крупные и средние организации, осуществляющие строительную деятельность | 1 представительство ВУЗа, 1 средне специальное учебное заведение | Развитие в южном от города направлении | Дальнейшее развитие как районного центра, входящего в систему Пензенской агломерации, развитие перерабатывающих отраслей с/х продукции, деревообработки, развитие кустарных промыслов и ремесел, коттеджное строительство для населения Пензенской агломерации, развитие туристических функций |
7. | г. Сурск | Нет данных | Нет данных | 596,4 | Хорошие, сброс в рр. Сура, Инза | Относительно благоприятные, требуется увеличение мощности п/ст 110 кВ Сурск, с возможным переводом на напряжение 220/110/35 кВ | Нет крупных и средних организаций, осуществляющих строительную деятельность | нет | Развитие в городской черте. | Сохранение современной специализации, развитие малого бизнеса, туристических функций |
8. | г. Нижний Ломов | ....../73,9 | 0,0/0,0 | 286,95 | Хорошие, сброс в р. Ломовка | Относительно благоприятные, требуется увеличение мощности п/ст 110/10 кВ Новая | 4 крупные и средние организации, осуществляющие строительную деятельность | 4 филиала и представительства ВУЗов, 1 начально-профессиональное учебное заведение | Развитие в городской черте, выход в северо-западном направлении | Развитие как межрайонного центра расселения и обслуживания, усиление транспортно-распределительных функций. Дальнейшее развитие деревообрабатывающих производств, предприятий строительной индустрии, машиностроения. Развитие организующего туристического центра |
9. | г. Никольск | ...../54,8 | 0,0/0,0 | 287,93 | Хорошие, сброс в р. Маис | Относительно благоприятные | 3 крупные и средние организаций, осуществляющие строительную деятельность | 1 представительство ВУЗа, 1 учреждение начального профессионального образования | Развитие в городской черте, выход в северо-западном направлении | Развитие как районного и подрайонного центра внутриобластной системы расселения, усиление транспортного значения, сохранение современной специализации в обрабатывающем производстве |
10 | г. Спасск | Нет данных | Нет данных | 159,27 | Удовлетворительные, с перекачиванием сбросов в рр. Липлейка, Студенец | Относительно благоприятные | 3 крупные и средние организации, осуществляющие строительную деятельность | 1 представительство ВУЗа, 2 учреждения средне специального и начального профессионального образования | Усиление роли районного центра, сохранение современной специализации | |
11 | г. Заречный | С г. Пенза | С г. Пенза | 448,28 | Хорошие, с перекачкой в приток р. Суры | Н.д. | 2 института филиала и представительств ВУЗов, 1 учреждение среднего специального образования | Дальнейшее развитие как инновационного центра, разработка и внедрение высоких технологий |