За период реструктуризации сети общеобразовательных организаций с 2010 г. по 2015 г. были преобразованы в филиалы 217 общеобразовательных школ, количество общеобразовательных учреждений для обучающихся по адаптированным образовательным программам (школ-интернатов) сократилось до 8 единиц. Количество учащихся в 2012 - 2013 гг. уменьшалось, затем вновь начало расти (рис. 2.1.7-4).
В условиях модернизации российского образования одним из наиболее остро стоящих вопросов является обеспечение доступного качественного образования для жителей сельских территорий. Учитывая необходимость повышения уровня эффективности использования в условиях малых территорий образовательного ресурса, укрепление системы мобильности образования и возможность получения образования обучающимися с использованием дистанционных образовательных технологий представляется наиболее оптимальной.
Для обеспечения подвоза в школы обучающихся из других населенных пунктов используется 313 автобусов, 43 из которых приобретены в 2012 году, 99 автобусов были приобретены в 2007 году за счет областной целевой программы "Школьный автобус".
Всего осуществляется подвоз более 7500 детей, что составляет 99,37% от общего числа обучающихся, нуждающихся в подвозе. В 2013 году также предусмотрены средства на приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся с целью организации их безопасного подвоза по месту обучения. Планируется приобретение 12 единиц транспорта, что позволит обеспечить подвоз в образовательные учреждения 100% обучающихся, проживающих в других населенных пунктах, в том числе обучающихся в настоящее время в общеобразовательных учреждениях, подлежащих реорганизации в наступившем году.
С целью предоставления обучающимся малокомплектных общеобразовательных организаций качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, в 15 общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, осуществляется экспериментальный проект по дистанционному обучению. Всем образовательным организациям предоставляется доступ к сети "Интернет", управляемой системой контент-фильтрации на скорости от 512 Кб/с до 50 Мб/с. <115> Пензенская область выбрана пилотным регионом по направлению "Модернизация образовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения".
________________
<115> Государственная программа "Развитие образования в Пензенской области на 2014 - 2020 годы"
С целью обеспечения каждому обучающемуся старших классов (независимо от места проживания) возможности обучения по индивидуальному учебному плану, (профилю обучения) увеличена до 52% доля обучающихся старшей ступени, обучающихся в профильных классах. Реализацию указанной возможности остальным обучающимся старшей ступени планируется обеспечить за счет развития "Электронной системы образования Пензенской области и дистанционных образовательных технологий".
По состоянию на 01.01.2013 доля общеобразовательных организаций, реализующих в соответствии с утвержденным учебным планом учебные курсы с использованием дистанционных технологий, составила 12,56% (57 общеобразовательных организаций - ресурсных центров дистанционного образования).
Еще одна проблем обеспечения доступности образования для всех категорий граждан - предоставление возможности обучения детям-инвалидам. На 1 января 2016 года в Пензенской области насчитывается 3768 детей-инвалидов. В 2015/2016 учебном году в системе образования Пензенской области обучаются и воспитываются в образовательных организациях 2604 детей-инвалидов (72,7%).
Система образования Пензенской области детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее - детей с ограниченными возможностями здоровья) представлена:
государственными образовательными организациями, осуществляющими обучение по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;
общеобразовательными организациями, в которых функционируют коррекционные группы (классы), логопункты.