Формирование инвестиционного климата инновационного развития экономики
Составляющими инвестиционного климата являются две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциал количественно отражает насыщенность региона факторами производства (природными и трудовыми ресурсами, основными фондами, инфраструктурой). Исторически Пензенский регион не имеет очевидных преимуществ по сравнению с другими регионами с точки зрения наличия минерально-сырьевой базы (углеводороды), объектов транспортной инфраструктуры (аэропорты, морские и речные порты, крупные логистические центры), поэтому примерная оценка инвестиционного потенциала базируется на объеме ВРП. По уровню ВРП на душу населения Пензенская область занимает 60 место из 85 регионов (2014 г.). Доля трансфертов из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета региона составляет 40%.
На протяжении последних десяти лет доля ВРП Пензенской области составляла 0,36% - 0,43% от ВВП России при слабо выраженном росте данного показателя. Стратегической задачей для региона с точки зрения сохранения и развития инвестиционного потенциала должно стать достижение доли ВРП региона к 2021 году в размере 0,75%.
Инвестиционный риск как составляющая величина для качественной оценки климата может оказывать существенное влияние на принятие инвестиционных решений. Стратегической задачей для Пензенской области должно стать достижение минимального уровня инвестиционных рисков за счет:
- политической стабильности региона. Устойчивость региональной власти, в том числе за счет рациональной кадровой политики органов исполнительной власти, напрямую влияет на минимизацию рисков;
- экономический риск минимизируется в том числе за счет опережающего роста ВРП по сравнению со средними темпами роста экономики России в целом;
- социальный риск характеризуется в том числе уровнем социальной напряженности и поляризации общества;
- низкий уровень криминального и экологического рисков всегда был одним из конкурентных преимуществ региона;
- финансовый риск характеризуется напряженностью бюджета и напрямую влияет на рейтинг кредитоспособности. В настоящее время по национальной шкале Fitch рейтинг Пензенской области определяется как АА-. Стратегической задачей до 2021 года должно стать достижение рейтинга АА+;
- законодательный риск оценивается с точки зрения наличия правовых норм, регулирующих экономические отношения органов исполнительной власти региона и инвесторов. Стратегической задачей с точки зрения законодательного риска должно стать обеспечение функционирования системы нормативных правовых актов, гарантирующих субъектам инвестиционной деятельности выделение земельных участков, предоставление льгот, включая налоговые льготы, а также разработка нормативных правовых актов для резидентов промышленных парков и центров регионального развития как специальных территорий. Инициирование с помощью государственных инвестиций
С точки зрения технологии инвестиционного процесса необходимо предусматривать:
- выявление инвестиционных преимуществ, имеющихся в распоряжении региона, их формализацию и продвижение в среде потенциальных инвесторов. Эта функция должна быть присуща региональному агентству инвестиционного развития или иной специализированной организации;
- с целью снижения рисков начального периода, на этапе инвестиционной фазы, возможно капитализировать проекты за счет всех доступных источников. Оптимальное соотношение на начальном этапе может составлять до 30% - за счет бюджетов всех уровней и от 70% - за счет внебюджетных источников (средства инвестора). Агентом со стороны Пензенской области могут быть региональные институты развития в форме акционерного общества;
- на этапе функционирования проекта после выхода на уровень операционной рентабельности задачей региона должен стать выход из проекта.