Динамика показателей по сети среднего специального и высшего образования (на начало уч. года)
2000 | 2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 <116> | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Число средних специальных учебных заведений, ед. | 32 | 40 | 46 | 42 | 44 | 44 | 35 | 25 | 23 | 20 |
в том числе: | ||||||||||
государственных и муниципальных | 32 | 37 | 43 | 39 | 42 | 41 | 32 | 25 | 23 | 20 |
негосударственных | - | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | - | - | - |
Численность студентов в средних специальных учебных заведениях, чел. | 24893 | 27621 | 22874 | 21784 | 21452 | 21071 | 19579 | 19259 | 18937 | 17,3 |
в том числе: | ||||||||||
в государственных и муниципальных всего, чел. | 24893 | 26890 | 22345 | 21344 | 21095 | 20832 | 19372 | 19192 | 18807 | 17,3 |
в негосударственных | - | 731 | 529 | 440 | 357 | 239 | 207 | 67 | 130 | - |
Число высших учебных заведений, ед. | 8 | 18 | 22 | 21 | 20 | 19 | 18 | 16 | 16 | 12 |
в том числе: | ||||||||||
государственных и муниципальных | 5 | 14 | 17 | 16 | 15 | 14 | 14 | 12 | 12 | 8 |
негосударственных | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Численность студентов в высших учебных заведениях, чел. | 35115 | 56548 | 62739 | 60891 | 58981 | 54214 | 50819 | 45587 | 42925 | 40,2 |
в том числе: | ||||||||||
в государственных и муниципальных всего, чел. | 33491 | 51228 | 53168 | 52194 | 51059 | 47152 | 44428 | 40242 | 38383 | 37,2 |
в негосударственных | 1624 | 5320 | 9571 | 8697 | 7922 | 7062 | 6391 | 5345 | 4542 | 3,0 |
________________
<116> Данные приведены в тыс. чел
По сравнению с 2000 г. произошел значительный рост студентов по ВУЗам - на 34% и уменьшение по СУЗам - на 24%. Численность обучающихся по программам высшего образования в расчете на 10 тыс. жителей Пензенской области составляет 297 студентов (в среднем по РФ - 356 студентов), по программам среднеспециального образования 128 студентов (по РФ - 144 студента), по программам профессионального образования - 425 студентов.
Расширение сети высшего образование определялось: с одной стороны, увеличением спроса на это образование, что связано с ростом потребности в специалистах и осознанием подростками важности высшего образования, как неотъемлемого фактора для достижения успеха в жизни; с другой стороны, расширением сети этих учреждений за счет платных форм обучения.
Сеть рассматриваемых учреждений практически покрывала индивидуальные потребности всех желающих по тем или иным причинам получить среднее специальное и высшее образование. Но выпуск специалистов иногда недостаточно привязан к потребностям экономики в них, и зачастую это приводит к большим трудностям при поиске работы по полученной специальности. В результате часть выпускников вынуждена работать не по своей специальности, поэтому сокращается прием на невостребованные юридические и экономические специальности.
Среди государственных ВУЗов, расположенных в области, выделяются учреждения, расположенные в г. Пензе: Пензенский государственный университет, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пензенская государственный технологический университет, Пензенская государственная сельскохозяйственная академия.
В состав государственных ВУЗов также входят: Пензенский артиллерийский инженерный институт имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова и филиалы: Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Саратовский юридический институт МВД РФ, Российский государственный социальный университет, Финансовый университет при Правительстве РФ, а также филиалы негосударственных ВУЗов: Международный институт экономики и права, Современная гуманитарная академия, Московский университет им. С.Ю. Витте.
В регионе проводится работа по формированию эффективной региональной структуры профессионального образования, позволяющей выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, реализовывать концепцию непрерывного образования в разных направлениях подготовки кадров.
В структуре направлений обучения, выбранных обучающимися в профессиональные образовательные организации в 2012 - 2013 учебном году, наибольшую долю занимают профессии (специальности), приоритетные для социально-экономического развития региона:
- транспортные средства - 2949 чел.;
- технология продовольственных, потребительских товаров, биотехнологии - 2704 чел.;
- архитектура, строительство, землеустройство - 2205 чел.;
- энергетика, машиностроение и металлообработка - 2022 чел.;