Недействующий

Об утверждении Основных направлений Стратегии социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года


10.5. Проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве:


1. Существующий уровень тарифов на услуги ЖКХ не соответствует платежеспособному спросу части потребителей услуг. Сложившееся положение привело к необходимости создания системы компенсационных выплат из бюджета населению. Общая сумма начисленных субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг возросла с 117,0 млн. рублей в 2009 году до 117,8 млн. рублей в 2012 году.


2. Постоянный рост тарифов на коммунальные услуги для населения. В Орловской области по сравнению с 2009 годом уровень тарифов (на конец года) составил: на водоснабжение - 118,3%; на водоотведение - 98,7%; на горячее водоснабжение - 146,6%; на электроснабжение в домах с газовыми плитами - 120,4%; на электроснабжение в домах с электроплитами - 119,9%; на газоснабжение сетевым газом - 123,9%; на поставку бытового газа в баллонах - 121,1%; на отопление - 132,1%.


3. Возрастающая нагрузка на бюджеты в связи с существующей системой льгот. В настоящее время имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг более четверти населения региона. По данным 2012 года, затраты по реализации льгот составили 966,9 млн. рублей. По сравнению с 2009 годом рост составил 166,5%.


4. Износ основных фондов на предприятиях жилищно-коммунального комплекса в среднем составляет более 40%. В 2012 году нуждались в замене около 39,6% уличной водопроводной сети, 40,1% канализационной сети, 21,2% тепловых сетей. В прошедшем году на 100 км сетей водоснабжения приходилось порядка 17 аварий, канализации - 3. Подключение вновь построенного жилья к уже существующим сетям ведет к еще большей нагрузке на существующие водопроводно-канализационные и тепловые сети и, как следствие, к преждевременному выходу их из строя, росту потерь теплоносителя и воды. Состояние сельских электрических сетей вызывает необходимость их модернизации и реконструкции.


5. Состояние коммунальной инфраструктуры в сельских населенных пунктах. Оборудовано водопроводом 37% и канализацией 4% сельских населенных пунктов. Среднесуточный отпуск воды населению в расчете на одного жителя в сельской местности почти в 3 раза меньше, чем в городской.


6. Обеспечение населения питьевой водой, отвечающей нормативам. Здесь можно выделить две проблемы: состояние воды, используемой для хозяйственно-питьевого водоснабжения, и состояние водопроводных систем. Доля подземных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения региона составляет 100%. Многолетние данные мониторинга показывают, что пятая часть источников питьевого водоснабжения не отвечает санитарным нормам. Изменения состава воды связаны с нарушением гидродинамической обстановки, вызванной интенсивной эксплуатацией. Это выражается в увеличении минерализации, сульфатов и хлоридов. Кроме того, воды подвержены химическому и нефтяному загрязнению. Загрязнение нитратами носит очаговый характер и приурочено к селитебным зонам, полям фильтрации и крупным животноводческим комплексам. Услугами централизованного водоснабжения в Орловской области пользуются около 638 тыс. человек или 81% от численности населения. Коммуникации ветшают все больше и больше, чем способствуют вторичному загрязнению воды. Нуждается в замене 36,4% уличной водопроводной сети, производственная мощность используется на 28%, потери воды составили 17,5% от общего объема поданной в сеть. Локальными источниками водоснабжения сельских населенных пунктов являются шахтные колодцы. Достаточно сложно оценить качество используемой из них воды. Существующие проблемы создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний.


7. Состояние полигонов твердых бытовых отходов (ТБО). Размещение ТБО на свалках осуществляется на земельных участках, отведенных местными органами власти в 60 - 70-е годы прошлого века, но не имеющих разрешительных природоохранных документов. Полигоны ТБО в крупных городах Орловской области заполнены на: в Орле - 63,5%, в Ливнах - 59,0%, во Мценске - не установлено.


8. В 2013 году остро встанет проблема замены старых лифтов. До 2014 года должна быть произведена или замена, или модернизация старых лифтов, срок эксплуатации которых истекает. Если этого не сделать, то придется в массовом порядке останавливать лифты. Нельзя полностью переложить эти затраты на плечи жильцов - собственников. Ведь, по оценкам управляющих компаний, замена одного лифта стоит около 1,5 млн. рублей.


9. Невозможность, при современном уровне развития коммунальной инфраструктуры, использования конкурентных отношений при предоставлении коммунальных услуг.


10. Отсутствие единого расчетно-кассового центра, что создает неудобства для населения.