Недействующий

Об утверждении Основных направлений Стратегии социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года


10.10. Проблемы в экологии и природопользовании:


1. Увеличение в 2012 году объема выбросов вредных веществ от автомобильного транспорта к уровню 2011 года на 24,8 тысяч тонн, или на 20,9%. Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, в 2012 году снизились на 12,2 тысяч тонн, или на 47,6% к предыдущему году. Количество предприятий, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, увеличилось до 180, или на 30,4% больше уровня 2011 года.


В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха. В настоящее время данные полномочия реализуются в недостаточной мере, поскольку отсутствует региональная сеть мониторинга за состоянием атмосферы.


Для изменения сложившейся ситуации и решения проблемы улучшения качества атмосферного воздуха в Орловской области необходимо использование программно-целевого метода на региональном уровне, что обеспечит последовательность решения поставленных задач.


В настоящее время разработана подпрограмма "Охрана атмосферного воздуха в Орловской области на 2013 - 2016 годы" в составе государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области на 2013 - 2016 годы", утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 15 декабря 2012 года N 471. В рамках реализации подпрограммы запланирована разработка проекта сети мониторинга состояния атмосферного воздуха на территории Орловской области.


2. Отсутствие в большинстве малых городов и поселков Орловской области очистных сооружений, перегрузки и неэффективная работа имеющихся мощностей привели к тому, что удельный вес загрязненных вод в общем объеме сброшенных составляет 96,4%.


3. Накопление промышленных и бытовых отходов. Острой остается проблема обеззараживания промышленных и бытовых отходов. Сложившаяся ситуация в сфере формирования, использования, обеззараживания и размещения отходов не способствует улучшению состояния окружающей среды. Продолжается захламление земель несанкционированными свалками.


По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области, за 2012 год на территории региона образовалось 1674,4 тыс. тонн промышленных и бытовых отходов, на 631,3 тыс. тонн больше уровня предыдущего года.


Основную часть образования отходов производства и потребления в Орловской области создают обрабатывающие производства. В 2012 году в отрасли образовалось 1124,5 тыс. тонн отходов, на 569,5 тыс. тонн больше, чем в предыдущем году, из них было использовано и обезврежено 250,8 тыс. тонн, на 91,6 тыс. тонн больше уровня 2011 года. Доля использованных отходов обрабатывающих производств составила 22,3%, вместо 28,7% в 2011 году.


Увеличилось количество отходов сельскохозяйственного производства. В 2012 году образовалось 456,1 тыс. тонн отходов, или 27,2% от общего количества отходов, образовавшихся за год, в 2011 году - 449,2 тыс. тонн, или 43,1%.


Из анализа следует, что проблемами являются значительные и постоянно увеличивающиеся объемы образования отходов, их разнообразие, низкий уровень переработки и неудовлетворительное состояние мест их захоронения. Для повышения эффективности управления отходами необходимо создать действенную систему обращения с ними.


Для Орловской области приоритетным направлением действий в сфере обращения с отходами является повышение объемов извлекаемого из отходов вторичного сырья путем их сортировки и организации переработки.


В настоящее время экономическая заинтересованность сохраняется лишь в сборе, заготовке и использовании отходов для существующих производств (металл, макулатура, полиэтилен). Необходимо осуществлять мероприятия, направленные на рассмотрение всех отходов как вторичного сырья. Строительство заводов (комплексов) с глубокой сортировкой и переработкой отходов позволит организовать сортировку и наладить систему поставки компонентов отходов, пустив их во вторичную переработку.


В городе Орле рядом с полигоном ТБО началось строительство мусороперерабатывающего завода в рамках реализации проекта "Строительство мусороперерабатывающих заводов по глубокой сортировке и переработке отходов". Технологические и технические решения, предусмотренные проектом, являются наиболее прогрессивными в этой сфере. Завод рассчитан на прием 200 тысяч тонн отходов в год, что позволит полностью обеспечить переработку отходов города Орла. В перспективе планируется увеличение мощности завода.


Проект финансируется группой частных инвесторов. В настоящее время завод находится на стадии строительства. Пока работает одна линия с мощностью переработки отходов - 15 тыс. тонн в год, сортирует 6 видов вторичного сырья вместо планируемых 24. В 2015 году планируется начать строительство мусороперерабатывающего завода в городе Ливны.